5 декабря 2012 года Европейская Комиссия озвучила меморандум (MEMO/12/950) об основных направлениях планируемой модернизации авторского права в Европейском Союзе. Как справедливо заметила Комиссия, цифровая экономика в последние двадцать лет являет собой образец наиболее энергично растущей отрасли. И в ближайшие годы динамика ее развития способна в 7 раз опередить остальные сферы экономики. Поддержать эту тенденцию особенно важно на фоне продолжающегося экономического кризиса, устойчивость к которому наиболее ярко демонстрирует цифровая сфера.
С точки зрения правого регулирования, которое может либо способствовать, либо сдерживать развитие цифровой экономики, наибольшую роль играет, безусловно, именно авторское право. В последние годы все более отчетливо и настойчиво звучат призывы подходить к оценке сбалансированности авторского права с двух основных позиций: их влияния на реализацию основополагающих прав и свобод человека, а также оказываемое им воздействие на экономику, в особенности, ее электронный сегмент. Новые способы создания, распространения контента и генерации прибыли в онлайновой сфере стимулируют творческую активность все большего количества людей, даже не относящихся к креативной индустрии, и увеличивают вклад этой сферы в общий уровень ВВП. Европейский Союз уделяет большое внимание этим вопросам, в частности, реализуя Стратегию относительно прав интеллектуальной собственности, одобренную в мае 2011 года. Так, в рамках данной стратегии в октябре 2012 года была утверждена новая Директива ЕС 2012/28/EU, призванная вернуть в гражданский оборот множество так называемых «сиротских произведений», авторы которых по каким-либо причинам неизвестны или не могут быть найдены. Также был разработан проект директивы о мульти-территориальном лицензировании, позволяющий правообладателям переступить через национальные границы, предоставляя контент всем пользователям в Евросоюзе. Конечно, нерешенных вопросов остается еще достаточно много.
Европейская Комиссия наметила основные задачи модернизации авторского права: обеспечить эффективное признание и вознаграждение правообладателей для содействия творческой деятельности, культурному разнообразию и инновациям; предоставить конечным пользователям лучший доступ и больший выбор легального контента; стимулировать появление новых бизнес-моделей; способствовать уменьшению нелегальных предложений и пиратства. Комиссия обозначила два направления действий по их достижению:
1) Вовлечение заинтересованных лиц в скорейшее обсуждение наиболее важных проблем взаимодействия авторского права и цифровой экономики. Консультации планируются с начала 2013 года. В их повестку предлагается включить, в частности, шесть следующих неотложных тем: трансграничная доступность контента; создаваемый пользователями контент; глубинный анализ и исследования текстов (data- and text-mining); обязательные сборы за частное копирование; доступ к аудиовизуальным произведениям и культурному наследию. К декабрю 2013 года обсуждения должны завершиться формулированием конкретных предложений по изменению авторско-правового законодательства и созданию рыночных механизмов.
2) Менее острые проблемы будут изучаться в 2014 году. К ним отнесены четыре темы: смягчение территориального эффекта на внутреннем рынке; согласование подходящих уровней гармонизации, а также изъятий и ограничений авторского права в цифровую эпоху; снижение фрагментации авторско-правового рынка в ЕС; повышение обоснованности принудительного осуществления прав в свете широкой реформы авторского права. Для этого планируется провести масштабные рыночные исследования, оценить влияние действующих норм и подготовить соответствующие законодательные предложения.
По итогам изучения этих 10 проблем будут определены следующие шаги в проведении реформы.
Рассмотренный меморандум Европейской Комиссии, как отмечалось, опирается на принятую в 2011 году Стратегию относительно прав интеллектуальной собственности. Полностью это сообщение Европейской Комиссии называлось «Единый Рынок для прав интеллектуальной собственности. Поддержка творчества и инноваций в целях обеспечения экономического развития, высококачественных рабочих мест, а также первоклассной продукции и услуг в Европе» (A Single Market for Intellectual Property Rights. Boosting creativity and innovation to provide economic growth, high quality jobs and first class products and services in Europe). В этом сообщении была изложена обширная программа модернизации основных положений европейского интеллектуального права на ближайшие годы. Меморандум от 5 декабря дает старт очередной ступени этого непростого процесса.
Для интересующихся напомним основные положения Стратегии, чтобы лучше понимать преследуемые Евросоюзом цели в сфере интеллектуального права. Отмечая колоссальный и все увеличивающийся вклад творческих отраслей в общее экономическое развитие стран ЕС, Комиссия подчеркивает преимущественное значение для этих отраслей двух факторов — адекватное правовое регулирование и создание единого рынка. Важна не только максимальная и эффективная защита интересов правообладателей. В основу единой европейской политики должны быть положены потребности всего общества иметь широкий, разумный по стоимости и удобный доступ к результатам интеллектуальной деятельности. Как в культурных и образовательных целях, так и для их задействования в коммерческой деятельности.
Европейская Комиссия сформулировала следующие направления преобразований интеллектуального права:
1. Реформа патентной системы в Европе:
1.1. Единая патентная охрана. Существующая раздробленная патентная система налагает на предпринимателей существенные организационные, временные и денежные затраты. Чтобы получить и поддерживать патенты во всех 27 странах в течение 20 лет необходимо потратить почти 200 000 евро (прежде всего, за счет расходов на перевод документов и взаимодействие с национальными патентными ведомствами). Для преодоления этих факторов запланировано принятие законодательства о едином европейском патенте, усовершенствование программ машинного перевода текстов (что упростит и подачу документов для патентования, и работу с существующими базами данных патентных ведомств), унификация правил и процедур разрешения патентных споров.
1.2. Повышение ценности интеллектуальных прав. Нематериальные активы в среднем составляют 2/3 стоимости компании (по оценкам 2009 года, в стоимости компаний S&P 500 такие активы занимали 81%). Подобные преимущества должны быть доступны малым и средним компаниям. Для этого необходимы программы более качественной оценки и повышения стоимости таких активов.
2. Изменения в европейской системе товарных знаков:
Законодательство государств-членов ЕС в этой сфере было вполне успешно гармонизировано 20 лет назад. А 15 лет назад создана система товарных знаков Евросоюза (в 2011 году их число перевалило за миллион). Тем не менее и здесь есть что улучшить, особенно учитывая новые электронные возможности. Комиссия запланировала внести в действующее законодательство изменения, направленные на упрощение и ускорение регистрации товарных знаков с применением онлайновых технологий; уточнение перечня объектов, относимых к товарным знакам; прояснение сферы действия прав на товарные знаки; улучшение взаимодействия европейского и национальных патентных ведомств; решение проблем со сходством товарных знаков и географических указателей.
3. Реформа авторского права применительно к цифровому единому рынку.
И авторы, и инвесторы, и пользователи заинтересованы в укреплении и расширении единого рынка электронного контента. Современные цифровые технологии позволяют существенно упростить процессы лицензирования и контроля за использованием охраняемых объектов. В этих целях предлагается:
3.1. Управление авторскими правами. Улучшенное законодательство должно всемерно содействовать созданию и распространению контента, в том числе, посредством инновационных бизнес-моделей. Максимально широкий репертуар должен быть доступен всем пользователям в Евросоюзе. При этом выдача лицензий на использование контента должна осуществляться на мульти-территориальной основе. С этой целью следует улучшать практику коллективного управления правами путем создания так называемых «правовых брокеров», предназначенных для трансграничной передачи контента и эффективного сбора вознаграждений.
Более того, Комиссия даже предложила создать Европейский Кодекс авторского права, который объединил бы положения действующих директив, дополнив их новыми нормами. И не последнее место при его разработке должен занять вопрос о необходимости расширения системы изъятий и ограничений авторских прав применительно к особенностям оборота цифрового контента.
3.2. Технологии и управление базами данных. Более удобным и доступным процесс выдачи лицензий на охраняемые произведения может стать за счет разработки различных онлайновых баз данных, включающих механизмы оформления разрешений на запрашиваемый контент. Такие базы данных облегчают поиск необходимых материалов (в том числе, в совместимых базах данных) и сбор сведений об их фактическом использовании. Выгоды и для правообладателей, и для пользователей от подобной системы очевидны. В качестве примера подобных инструментов, уже сегодня поддерживаемых Евросоюзом, приводятся База данных Глобального Репертуара (Global Repertoire Database, GBR) и Автоматизированный Протокол Доступа к Контенту (Automated Content Access Protocol, ACAP). Подробнее смотрите также.
3.3. Создаваемый пользователями контент (user-generated content). В последние годы наблюдается взрывной рост различных социальных сетей и сайтов социальных медиа (блоги, подкасты, wiki-сайты, файлообменники и видеосервисы). Для подобных площадок пользователи активно создают и/или размещают самые разнообразные материалы. Пользователям должно быть предоставлено больше возможностей использовать чужие произведения при создании своего контента. Бесспорно, их деятельность также имеет творческий характер и нуждается в соответствующей поддержке. Отсюда острая потребность в системе упрощенного получения разрешений правообладателей (смотрите также).
3.4. Сборы за частное копирование. Такие сборы взимаются в некоторых странах ЕС при продаже потребителям записывающих устройств и чистых носителей, когда это предусмотрено изъятием из авторского права в виде свободного частного копирования охраняемых произведений. Уплачиваемые потребителями суммы достигают весомых размеров. Так, в 2006 году в Евросоюзе (в тех странах, где это предусмотрено) было собрано 453 миллиона евро. Поэтому гармонизация норм о подобных сборах (тарифах, правилах администрирования, трансграничной торговле) актуальна и с точки зрения прав пользователей, и с позиции свободного перемещения товаров на всей территории ЕС.
3.5. Доступ к европейскому культурному наследию и содействие разнообразию СМИ.
Сохранение и распространение богатого европейского культурного и интеллектуального наследия, а равно создание цифровых библиотек принципиально важны для развития экономики знаний. Для активного использования наследия различными научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, исследователями и частными пользователями опять же были бы весьма полезны улучшенные механизмы получения разрешений правообладателей и сбора вознаграждений. Здесь стоит вспомнить проект Europeana, открывающий доступ к онлайновым хранилищам несметных культурных богатств Европы. Комиссия планирует вести работу в двух направлениях: возвращение в оборот уже неиздаваемых произведений, а также сиротских произведений.
Свободный доступ к материалам СМИ — залог созидания плюралистического и демократического общества. В то же время требуют всемерного признания права журналистов и издателей на получения прибыли от использования их труда, особенно в свете новых интернет-технологий, в частности, появления сервисов новостных агрегаторов. Данный вопрос требует внимательного изучения. Подробнее о проблемах регулирования подобных сервисов смотрите здесь.
3.6. Права исполнителей. Многообразие носителей и вариантов использования объектов смежных прав требуют большей защиты интересов их обладателей. Для этого Комиссия подготовила предложение по увеличению сроков охраны смежных прав, чтобы сделать их более сопоставимыми со сроками в авторском праве. В 2011 году это предложение воплотилось в Директиве 2011/77/EU.
3.7. Аудиовизуальные произведения. Гармонизация законодательства требуется и в отношении различных новых форм распространения аудиовизуальных произведений (потоковое вещание, видео по запросу). В июле 2011 года была подготовлена «Зеленая книга», закрепившая основные принципы законодательной политики касательно онлайнового распространения такого контента.
3.8. Отдельное исследование посвящено оценке влияния на художественный рынок ЕС и на стимулирование творческой активности художников со стороны Директивы о праве следования.
4. Правовая охрана иных видов нематериальных активов.
4.1. Секреты производства и паразитическое копирование. Секрет производства (ноу-хау) — важный, с точки зрения вклада в стоимость компании, актив. К ним относятся, например, технологии, коммерческие или маркетинговые стратегии, собрание данных (таких как список клиентов) или способы изготовления (рецепты). Уровень их охраны в разных странах ЕС сильно различается (подробнее). Разглашение конфиденциальной информации третьим лицам наносит серьезный вред любому бизнесу. В то же время сложность вопроса и различия законодательных подходов к его решению не позволили Европейской Комиссии сформулировать какие-то готовые предложения по гармонизации законодательства. Она отметила лишь настоятельную необходимость в дальнейших правовых изысканиях.
Паразитическое копирование (parasitic copies, look-alike) представляет собой имитацию продукции хорошо известных брендов с сохранением небольших отличий, не позволяющих назвать такую имитацию контрафактом. Тем не менее она вполне способна вводить в заблуждение потребителей. В этом вопросе в странах ЕС также нет единства. В некоторых особые нормы о подобном копировании включены в законодательство о недобросовестной конкуренции (Австрия, Германия, Испания, Чехия), в иных подпадают под общий запрет недобросовестной конкуренции (Бельгия, Дания, Финляндия). В других государствах-членах изготовление имитаций попадает в сферу действия особых (Италия) или общих норм о правонарушениях (Нидерланды, Франция) в гражданском законодательстве. В Великобритании специальных норм относительно паразитического копирования вообще нет, хотя его и можно подвести под положения об ответственности за подмену товаров (passing off). В силу особой сложности, и данный вопрос требует длительного дополнительного изучения.
4.2. Несельскохозяйственные географические указатели. Как и в ситуации с ноу-хау, подобного рода географические указатели тоже страдают от недостаточной унификации регулирования. Лишь в трети стран ЕС они признаются отдельным объектом интеллектуальных прав. Тогда как в остальных регулируются нормами о конкуренции, защите потребителей, коллективных или сертификационных знаках. И здесь Комиссия рассчитывает на сбор дополнительных сведений.
5. Борьба с производством контрафактной и пиратской продукции.
Понятие «контрафакция и пиратство» охватывает нарушения любых прав интеллектуальной собственности. Легкость копирования чужих результатов творческой деятельности влечет постоянный, все ускоряющийся рост подобных правонарушений. По оценке OECD, в 2000 году было произведено контрафактных товаров на сумму 100 миллиардов долларов США, а в 2007 г. – уже на 250 миллиардов долларов США, что превышает общий объем национального ВВП 150 стран. Потери, причиняемые ВВП Евросоюза производством контрафактной и пиратской продукции, составляют порядка 8 миллиардов евро ежегодно.
Для предотвращения нелегального производства Евросоюз наделил правообладателей возможностями принудительного осуществления принадлежащих им прав (Директива 2004/48/EC), уполномочил таможенные органы задерживать товар, предположительно нарушающий чужие интеллектуальные права (Таможенный регламент №1383/2003), а также запустил Европейскую Программу наблюдения за контрафакцией и пиратством (Communication on enhancing the enforcement of intellectual property rights in the Internal Market of 11 September 2009). Изучения показали эффективность предпринятых шагов, отметила Комиссия, но необходимо дальнейшее повышение результативности принудительного осуществления прав и процедур таможенного контроля (с соблюдением прав законных торговцев). Комиссия особо выделяет следующие задачи:
5.1. Просвещение потребителей, которые зачастую не осведомлены об истинной ценности интеллектуальных прав, о негативном экономическом и социальном влиянии пиратской и контрафактной продукции, а также о ее потенциальном вреде.
5.2. Изменчивость способов использования различных результатов интеллектуальной деятельности в цифровую эпоху требует более пристального изучения и анализа. В поле зрения уполномоченной организации (коей названо Ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС) должны попадать все виды охраняемых объектов в самых разных случаях их эксплуатации.
5.3. Пересмотр Директивы о принудительном осуществлении интеллектуальных прав 2004/48/ЕС. На протяжении 2012 года Комиссия проводила консультации со множеством участников рынка интеллектуальной собственности. В итоге должны быть сформулированы рекомендации о том, как улучшить правоприменение, чтобы пресекать нарушения быстро и продуктивно. Комиссия особо отметила, что любые подобные действия должны осуществляться при строгом соблюдении основополагающих прав человека: на неприкосновенность частной жизни, защиту персональных данных, на свободу слова и распространения информации и т.д.