Отмечая день авторского права (и интеллектуальной собственности), давайте задумаемся — насколько сегодня люди заинтересованы в этом правовом институте? Десять лет назад жаркое обсуждение и осуждение проекта Анти-контрафактного торгового соглашения (ACTA) показало, что состояние авторского права волнует не только представителей творческих индустрий, законодателей и академического сообщества, но и множество простых пользователей, которые начали осознавать, что привычные им правила жизни в цифровом мире могут оказаться под угрозой. Выросло количество публикаций о кризисе легитимности, переживаемом копирайтом, и необходимости его реформировать. Казалось, мы на пороге серьезных изменений в этой отрасли интеллектуальной собственности. Но сохранилось ли до сих пор внимание к этой теме или вернулось на прежний уровень?
Давайте посмотрим на эмпирические данные и несколько показательных диаграмм, высвечивающих любопытные тенденции.
Начнем с сервиса Google Books Ngram Viewer. Он позволяет отследить частотность упоминания выбранных терминов в оцифрованных книжных изданиях. Ниже мы видим, как менялось использование понятий «copyright», «patent», «trademark», «intellectual property» в период с 1800 по 2019 гг. в англо-язычной литературе (в литературе на других языках тенденция в целом сохраняется).
В конце 1980х патентные вопросы, долгое время сохранявшие первенство, были вытеснены авторско-правовыми темами. А с началом нового тысячелетия (и цифровой эпохи) интерес к авторскому праву и вовсе демонстрирует стремительный взлет. Его пик приходится на 2011-2013 гг. Он стал отражением бурных и массовых дискуссий по поводу копирайта: международного проекта ACTA (2010-2012 гг.), американских SOPA/PIPA (2011-2012 гг.) и ряда других, а также ответом на волну масштабных преследований правонарушителей и пользователей со стороны владельцев интеллектуальных прав (суды против The Pirate Bay в 2009-2012 гг. и т.д.). Эти действия со стороны государств и правообладателей привели к онлайновым и офлайновым массовым протестам и демонстрации несогласия представителей разных слоев общества с государственной политикой в сфере интеллектуальной собственности. Например, к формированию в 2010 г. ассоциации «пиратских партий» (Pirate Parties International) и их распространению по всему миру. Попытки осмыслить происходящие события привели к внушительному росту изданий, посвященных авторскому праву.
Однако затем следует не менее резкое падение количества упоминаний авторского права в публикациях, вплоть до уровня 1980 г. Значит ли это, что интерес общества утрачен?
Посмотрим, сказалось ли это предполагаемое изменение общественных настроений на законотворческой деятельности. Для этого обратимся к международной базе данных законодательных актов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Сделаем выборку всех актов (в т.ч. измененных или аннулированных), касающихся авторского права. В нее попадает 4 255 документов, принятых в 200 странах в период с 1854 по 2023 гг. Безусловно, это вряд ли исчерпывающий корпус текстов, но все же он может дать наглядное представление о динамике законотворческой активности. Далее мы будем использовать термины «акт» и «закон» в широком смысле, включая в них нормативные акты всех уровней, содержащиеся в базе данных.
Посмотрим на график, показывающий количество нормативных актов, регулирующих авторское право, которые были приняты 200 странами в период с 1970 г. по 2023 г. (до 1970 г. количество документов измеряется единицами, поэтому опустим этот интервал).
И вновь мы видим пик в 2011-2013 гг., когда принималось в среднем 170 актов в год. Это среднее значение показано на графике пунктирной линией. Хотя за десятилетие после 2013 г. новые законы, регулирующие авторское право, были приняты в 130 странах, тем не менее хорошо заметно, что после пиковых значений законодатели уже не возвращались к прежним высотам. А к 2023 г. количество принимаемых актов вернулось к показателям 1990х годов.
Давайте взглянем на распределение стран по количеству принятых законов в сфере авторского права за весь период (с 1854 по 2023 г.). График имеет длинный правый хвост (много законов принималось в небольшом количестве стран), а потому для наглядности ограничимся странами, где утверждено от 1 до 46 документов (в этот интервал попадает 182 государства, или 91%).
Медианное значение (11 законов) отмечено пунктиром. Отметим, что более чем в половине стран (в 105) принято менее 12 актов за весь рассматриваемый период в 169 лет.
Кто же занимает верхние 20 мест по количеству утвержденных законов?
Сюда вошли страны, принявшие от 45 до 240 законов (это всего 10% от общего количества стран в списке). Пунктиром отмечено медианное значение для всех стран (11 законов). Хорошо заметен контраст с этими наиболее продуктивными государствами.
Итак, мы видим что за последние 160 лет нормотворческая активность государств в сфере авторского права в среднем была не очень высокой. К тому же после 2014 гг. она существенно сократилась.
Стоит ли поставить на этом точку и признать, что после пика 2011-2013 гг. обществу больше не интересно авторское право и надежды на реформирование права так и останутся напрасными? Давайте соберем еще несколько фактов.
Перейдем от книжных изданий к более доступному способу проявить заинтересованность — публикациям научных статей. Один из самых известных ресурсов в сфере социальных наук — Social Science Research Network (SSRN). В нем содержится, преимущественно в свободном доступе, множество статей ученых (и любителей), в том числе по вопросам права.
Запрос по теме «copyright» дает выборку из 9 359 статей за период с 1998 по 2024 г. Построим график временного распределения публикаций (по 2023, последний полный год).
Вновь мы видим резкий рост внимания к авторскому праву с начала 2000х годов. И формирование пика в районе 2011-2013 гг. Однако далее картина существенно отличается от виденной нами ранее. Изобразим пунктирной линией среднее значение публикаций за интересующий нас период 2011-2013 гг. (527.3 документов в год). Хорошо заметно, что за последующие 11 лет активность исследователей не угасла и продолжает сохраняться на том же уровне. В 2020 г. заметен даже кратковременный резкий всплеск до 700 публикаций, вызванный увеличением актуальности авторско-правовых вопросов в период пандемии.
Составить некоторое представление об уровне интереса индивидуальных пользователей к теме авторского права можно с помощью инструмента Google Trends, отражающего динамику популярности поисковых запросов.
В начале тысячелетия рост пользователей цифровой среды и их сетевой активности сопровождается повышенной популярностью запросов по теме Авторское право, которое постепенно сокращается по мере привыкания к правилам цифровой жизни. Но после 2011-2013 гг. мы не видим заметного провала в популярности запросов. Напротив, их количество находится примерно на одном уровне с 2014 г. по 2019 г., а затем начинает заметно расти, увеличившись к сегодняшнему дню на 64%.
А если взглянуть на этом же сервисе на количество поисковых запросов в YouTube по теме Авторское право, то мы увидим стабильный рост интереса с 2009 г. по настоящее время.
Посмотрим на еще одну форму участия обычных людей в обсуждении насущных вопросов правового регулирования. На этот раз на примере Европейского союза. Европейская комиссия, разрабатывая проекты в сфере регулирования авторского права, проводит общественные обсуждения, давая возможность всем желающим высказать свое мнение. Хотя эта практика стала распространенной только с 2015 г., то есть уже по окончании интересующего нас периода 2011-2013 гг., но некоторые данные за предшествующее время все же можно найти. Построим круговые диаграммы для 4 инициатив в сфере авторского права. Диаметр диаграммы пропорционален общему количеству участников соответствующего общественного обсуждения.
Первый проект — Зеленая книга об авторском праве и смежных правах в информационном обществе 1996 г. ЕК собрала отзывы 350 участников, причем среди них не было ни одного, кто выступал бы в качестве частного лица. Только представители государственных органов, бизнеса, учреждений культуры и академической среды. Обычные пользователи не имели возможности высказаться. А ведь проект был очень важен. На его основе разработана, например, основополагающая Директива 2001/29/EC о гармонизации определенных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе (InfoSoc Directive).
Аналогичная ситуация сложилась и с «Зеленой книгой об авторском праве в экономике знаний» 2008 г. (Green Paper on Copyright in the Knowledge Economy): собрано 367 отзывов, но ни одного от индивидуального пользователя (проект на графике не показан). На основе этого документа подготовлена не менее важная Директива 2012/28/EU об определенных случаях разрешенного использования сиротских произведений (Orphan Works Directive).
Но вот, наконец, год, который нас особенно интересует, — 2013. Период наибольшего внимания общества к сфере копирайта. Первый заметный случай в ЕС, когда частные лица получают возможность высказаться по поводу авторского проекта. На повестке дня проект ЕК с громким названием «О пересмотре норм авторского права ЕС» (2013). И колоссальное отличие от двух прежних общественный обсуждений. На этот раз свою позицию высказывает 9 581 участник, 86,7% из них — индивиды. В 2016 за ним следуют публичные консультации еще по двум инициативам — О пересмотре изъятия в отношении произведений в свободном доступе (panorama exception) и О роли издателей в цепочке создания стоимости в авторском праве. Хотя отзывы по ним направило меньше участников (4 876 и 3 957, соответственно), однако участие частных лиц вновь было очень высоким (92,2% и 79,6%, соответственно).
Результаты этих трех проектов использовались при разработке последнего крупного акта в сфере авторского права — Директивы 2019/790/EU об авторском и смежном праве на цифровом едином рынке (DSM Directive).
Конечно, активное участие индивидуальных пользователей в обсуждениях не свидетельствует о том, что их отзывы как-то повлияли на итоговую редакцию Директивы. К сожалению, в ней вообще не были учтены пожелания и предупреждения самых разных групп участников, искренне призывавших использовать шанс для серьезной модернизации права, чтобы сделать его более сбалансированным.
После 2016 г. в ЕС не было крупных общественных обсуждений в сфере авторского права, чтобы можно было оценить вовлеченность индивидуальных пользователей. Но мы можем посмотреть на их участие в относительно недавних общественных обсуждениях других инициатив, отчасти затрагивающих авторское право, но посвященных прежде всего регулированию цифровой сферы.
На диаграмме представлены 4 проекта:
- 2015 г., Регулятивное окружение для платформ, онлайновых посредников, вычислений в сфере данных, облачных вычислений и экономики обмена — всего 653 участника, из них 46,6% индивидов;
- 2018 г., Меры повышения эффективности борьбы с незаконным контентом онлайн — 8 961 участник, из них 97,6% индивидов;
- 2020 г., проект Регламента о цифровых услугах (Digital Service Act) — 2 863 участника, из них 74,3% индивидов;
- 2022 г., проект Европейского Регламента о свободе медиа (European Media Freedom Act) – 915 участников, из них 84,7% индивидов.
Интерес частных лиц к обсуждениям проектов в других отраслях права интеллектуальной собственности предсказуемо ниже. Например, в консультациях по поводу инициатив в регулировании промышленного дизайна или стандартообразующих патентов участвовали всего 14%-16% индивидов. Для сравнения — более популярная тема искусственного интеллекта повышает количество индивидов среди участников до 33% до 42%.
Данные по поисковым запросам, что множество простых пользователей до сих пор серьезно заинтересовано в получении информации о нынешнем состоянии копирайта. И что, при наличии возможности, они готовы отстаивать свои интересы доступными способами, в т.ч. через участие в формировании государственной политики. Особенно если предлагаемые изменения в регулировании затрагивают их обращение с контентом и традиции цифровой жизни.
Наш небольшой экскурс показал, что в истории развития авторского права период 2011-2013 гг. действительно заметно выделяется. На этом этапе в силу стечения ряда обстоятельств внимание общества и законотворческая деятельность достигли апогея. Множество простых пользователей (творческого контента и цифровых технологий), прежде исключенных из процесса определения политики в сфере интеллектуальной собственности, осознали, что давно утвержденная политика далека от оптимальной и переживает кризис. Их активные попытки повлиять на изменение правил регулирования в направлении большего баланса были активно поддержаны в академической среде, где в этот и последующий периоды было сформулировано множество любопытных проектов модернизации авторского права. К сожалению, надежды на законодательную трансформацию остались не воплощенными. С 2014 г. произошел глубокий спад нормотворческих инициатив в авторском праве. Внимание законодателей переключилось на цифровую сферу, где вопросы копирайта затрагиваются косвенно. Но эта сфера также крайне актуальна для индивидуальных пользователей и они не оставляют попыток донести до законодателей свое мнение.
Можно сказать, что до сегодняшнего дня в обществе сохраняется высокий интерес к повседневным и академическим проблемам применения авторского права. И пусть пока он не находит воплощения в авторско-правовых проектах, вполне возможно, что проекты регулирования цифрового пространства станут драйвером для поиска баланса и в авторском праве. Общество к этим поискам готово.
Респект. Большая и качественная работа.