UPD: изменения 2022 г.
UPD: изменения в законе с 2014 г.
С 2007 года в российском законодательстве предпринимаются попытки предоставить налоговые стимулы для развития компаний в сфере информационных технологий. В основном они заключаются в уменьшении налогов для таких фирм и их клиентов и в снижении страховых взносов во внебюджетные фонды.
Самая большая сложность возникла в связи с заменой единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами: сначала льгот для IT-компаний вообще не было предусмотрено. При этом основная налоговая нагрузка на IT-компании заключена именно в этих платежах. Затем законодатель предусмотрел снижение ставок в подобных случаях, но установил в качестве одного из требований наличие в штате компании не менее 50 сотрудников. Естественно, для большинства небольших компаний именно оно и оказалось невыполнимым.
03 декабря 2011 года был принят закон, по которому существующая система страховых взносов с 01 января 2012 года подвергнется изменениям. И, что самое главное, немного уменьшатся требования к IT-компаниям – для применения пониженных тарифов им достаточно будет иметь в штате 30 сотрудников, что не может не радовать. При этом к программному обеспечению будут предъявляться некоторые новые требования.
Рассмотрим эти нововведения и существующие льготы более подробно.
Страховые взносы
Сначала об изменении тарифов по страховым взносам.
В 2012-2013 годах их размер будет регулироваться статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая вводится в действие с 01.01.2012 г
а) В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 году она составит 512 000 рублей – Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 №974; в 2013 году 568 000 рублей – Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 №1276, в 2014 г. 624 000 рублей – Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 №1101) тарифы составляют:
– в Пенсионный фонд – 22%;
– в Фонд социального страхования – 2,9%;
– в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
То есть общая ставка в пределах 512 000 руб. будет снижена с сегодняшних 34% до 30%.
б) Но с базы, превышающей 512 000 руб., необходимо будет уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 10% (в остальные фонды выплаты не производятся).
Напомним: в 2011 году база составляет 463 000 рублей, при ее превышении взносы не уплачиваются.
Теперь о требованиях к IT-компаниям, которые дают право на применение следующих пониженных ставок тарифов (п. 3 ст. 58 ФЗ №212-ФЗ):
а) в 2012-2017 годах:
– в Пенсионный фонд – 8%;
– в Фонд социального страхования – 2%;
– в Фонд обязательного медицинского страхования – 4%.
То есть всего 14%. (10% дополнительная ставка при этом не применяется!!).
б) в 2018 году – общий размер тарифов составит 21%.
в) в 2019 году – 28%.
Для применения этих тарифов IT-компании должны удовлетворять следующим требованиям:
1) К организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, относятся российские организации (т.е. имеющие регистрацию на территории Российской Федерации), осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Обращаем внимание, что в эту формулировку добавлено указание (оно вступит в силу с 01.01.2012 года), что реализуемое программное обеспечение и базы данных должны быть разработаны данной IT-компанией. Ранее такого ограничения не было.
Поэтому если компания будет заниматься реализацией не только собственного, но и чужого ПО, то доходы от продажи чужого ПО, скорее всего, не будут учитываться при проверке, имеет ли IT-компания право на льготы (об этом смотрите далее).
В отношении услуг по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения и баз данных такого требования по принадлежности ПО не установлено.
В связи с этим не попадут в круг получателей льготы фирмы, которые:
– занимаются только реализацией чужого ПО без сопроводительных услуг;
– имеют доход от реализации чужого ПО в размере большем, чем 10% общего дохода компании.
2) Доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату пониженных страховых взносов, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период.
С учетом указанного выше требования о разработке реализуемого ПО самой IT-компанией, важно следить, чтобы более 90% доходов копании составляли именно доходы от реализации собственного ПО (БД) и/или от услуг по разработке, адаптации и т.п.
3) Организацией получен документ о государственной аккредитации.
Аккредитацию осуществляет Минкомсвязь РФ. Подробнее смотрите здесь.
Обычно для аккредитации требуются:
– заявление;
– справка о соответствии требовании за подписью руководителя организации;
– выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), ее можно получить в вашей регистрирующей налоговой инспекции (бесплатно при оформлении в течение недели, и за плату при более быстром оформлении);
– копия Устава организации.
Аккредитация осуществляется бесплатно в течение 30 дней после предоставления документов.
4) Средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 30 человек (это правило будет действовать с 2012 года). С 01.01.2014 г. требование к численности снижено до 7 человек (подробнее здесь).
В среднюю численность работников включаются сотрудники, работающие по трудовому договору, внешние совместители и лица, выполняющие работы по гражданско-правовому договору (Приказ Росстата от 12.11.2008 №278. Обратите внимание: начиная с отчетности за январь 2012 года этот приказ Росстата был заменен Приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435, действовавшим до конца 2013 г. С 01.01.2014 г. применяется новый Приказ Росстата от 28.10.2013 №428.
Если IT-компания только создана, то она тоже вправе рассчитывать на применение пониженных тарифов. Требования к ней те же, только расчетный срок составляет не 9 месяцев, а фактический отчетный период, и в числе «среднесписочной численности работников» учитываются только сотрудники, работающие по трудовому договору (Приказ Росстата от 12.11.2008 №278).
Если во время работы IT-компания перестает соответствовать какому-либо из указанных выше требований, то она автоматически утрачивает право на применение пониженных тарифов.
Дополнительные нормативные акты: По вопросам применения указанных льгот рекомендуем ознакомиться также с Приказом Минтруда России от 19.03.2013 №107н “Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения”, и с Приказом Минтруда России от 28.12.2012 №639н “Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения”,
Налог на прибыль
IT-компании вправе признать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами и списать единовременно на момент ввода техники в эксплуатацию, не начисляя на нее амортизацию (п. 6 ст. 259, пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Чтобы применить это право IT-компания должна соответствовать следующим требованиям:
1) Организация получила документ о государственной аккредитации (порядок см. выше).
2) Доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов.
При определении доли доходов от покупателей – иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей – иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
3) Среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек. В среднесписочную численность, напомним, включаются сотрудники, работающие по трудовому договору.
К сожалению, в Налоговом кодексе требования к численности сотрудников IT-компании пока не изменены.
Налог на добавленную стоимость
Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) передача на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Норма эта действует уже достаточно давно. Важно сделать только два замечания:
1) Согласно разъяснениям Минфина РФ эта норма НК применяется и при дальнейшей передаче прав по сублицензионному договору (см., например, Письмо Минфина РФ от 28.12.2010 №03-07-07/81).
2) Льгота не применяется, если при купле-продаже ПО на материальных носителях или в электронной форме письменный лицензионный договор не заключается.
Возможна и обратная ситуация, когда приобретателю ПО важно выставление сверх его стоимости НДС. Для этого необходимо четко прописывать в договоре, что передается не право использования ПО, а материальные носители.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 01.09.2011 №КА-А40/9419-11 по делу №А40-140882/10-129-522 суд указал, что заключенный сторонами договор не является лицензионным, поскольку в нем отсутствует указание на разрешенные способы использования программного обеспечения в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 1235 ГК РФ.
Не дает права на применение льготы и передача носителей ПО, когда условия договора присоединения изложены на приобретаемом экземпляре или на упаковке (так называемая оберточная или упаковочная лицензия (п. 3 ст. 1286 ГК РФ). Смотрите Письмо Минфина России от 01.04.2008 №03-07-15/44.
Коллеги, внимательнее законы читайте, а то вводите в заблуждение бедных ит-шников: имеют доход от реализации чужого ПО в размере большем, чем 10% общего дохода компании – утверждение неверное. Норма про 90% продолжает действовать и для чужого по.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ASZ;n=147964;dst=0;ts=53C9CBE4BDD30E6B0DB0AC5E873B9E75;rnd=0.7281508620192582;NOQUERYLOG=1;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%D4%C7 212 %ED%E5 %EC%E5%ED%E5%E5 90%25;EXCL=PBUN,QSBO,KRBO,PKBO;SRD=true;
Здравствуйте, Константин!
Спасибо за ссылку на свежее решение по данной теме. Судебной практики по налогам ИТ-компаний пока еще не много. Но, к сожалению, данное решение ничего не меняет в упомянутом Вами вопросе.
Во-первых, условие закона 212-ФЗ о том, что доход от продажи ПО, для целей получения льгот, подразумевает продажу собственного ПО, по-прежнему остается в законе. Его никто не отменял и не изменял. В судебном порядке признать его неконституционным или противоречащим иным нормам законодательства также никто не пытался.
Во-вторых, именно такого толкования придерживаются и внебюджетные фонды. Например, ФСС в Письме от 18.12.2012 №15-03-11/08-16893 разъясняет: «На основании вышеприведенных положений пункта 6 части 1 статьи 58 и пункта 2 части 2.1, пункта 2 части 2.2 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, при проверке в целях применения пониженных тарифов страховых взносов условия о доле доходов вправе учесть доходы от реализации разработанных ею экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных и (или) доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных.
Таким образом, в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий организация вправе учитывать доходы от реализации программ для ЭВМ, баз данных собственной разработки, доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, адаптацию или модификацию которых она осуществляла».
В-третьих, ни один из судов трех инстанций в указанном Вами судебном деле не признал такое толкование не соответствующим закону. Решение ФСС было отменено в связи с тем, что он не смог доказать нарушение закона, а не потому, что сам закон следует толковать как-то иначе.
Из текстов решений видно: организация убедила суды, что она соответствовала требованиям закона и что уровень ее дохода от реализации собственного ПО составил более 90%. Тогда как орган ФСС, по ее заверению, не выяснил этого лишь по собственной небрежности. Поэтому апелляционный суд указал: «Доказательств, что заявителем реализованы несамостоятельные разработанные программы для ЭВМ, не представлено», филиал ФСС не доказал, «что в общей сумме дохода организации доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) оказания услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных менее 90 %». Тем самым суды подразумевали, что ПО было собственным. А ФСС халатно не воспользовался своими возможностями запрашивать и получать информацию, чтобы установить истинную природу сделок организации, ошибочно посчитав их не соответствующими закону.
Наконец, суд дополнительно поясняет: «При принятии решения судом первой инстанции отмечено, что правомерность применения пониженного тарифа проверяется по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев), то есть, если по итогам проверки 6 месяцев (полугода) доля дохода Общества от реализации программ собственного производства составит более 90 %, то пониженный тариф будет применен». Поэтому филиал ФСС неправомерно делает вывод о недостаточности дохода от продажи собственного ПО по итогам только 1 квартала — в последующих кварталах этот уровень может быть вполне достигнут, если предположить. Что сейчас он меньше требуемого. Даже если он не достигнут в первом квартале.
Очевидно, что суды поддерживают позицию ФСС в распространенном толковании 212-ФЗ. И если бы ФСС заранее собрал достаточные доказательства по деятельности проверяемой организации, итог дела был бы совсем иным.
Так что пока преждевременно говорить об отмене условия об уровне дохода от собственного ПО. Риски привлечения к ответственности слишком велики. С другой стороны, приведенные решения крайне полезны тем, что возлагают на ФСС обязанность доказывать нарушение условий закона проверяемой организацией, а не возлагают на нее саму обязанность доказывать свою правоту. Такой своеобразный «принцип невиновности» придется очень кстати.