На фоне участившихся в мире дискуссий о назревшей необходимости пересмотра основных положений законодательства об интеллектуальной собственности в Интернете, ярко выделяются комментарии отдельных официальных участников, тяготеющие к крайним позициям в этом затянувшемся споре.

К сторонникам неукоснительного соблюдения действующих принципов интеллектуального права можно отнести, например, разработчиков американского акта SOPA или бельгийские суды (обязавшие провайдеров фильтровать трафик своих клиентов и блокировать недозволенные операции с произведениями). Об этом уже упоминалось ранее в блоге.

К сторонникам противоположной позиции, настаивающим на необходимости либерализации действующего авторского законодательства, относятся, например, Суд Евросоюза, признавший незаконным предписания бельгийских судов фильтровать трафик; или правозащитную организацию The Electronic Frontier Foundation (EFF), запустившую специальный интернет-проект Globe Chokepoints, чтобы показать, как в современном мире нормы права интеллектуальной собственности зачастую не просто не выполняют своей основной функции, но становятся инструментом ограничения основополагающих прав человека на свободу слова и на свободу распространения информации. Можно включить в их число и Правительство Швейцарии. В конце ноября 2011 года оно, рассмотрев вопрос о законности скачивания из Интернета разнообразного контента без разрешения правообладателей, вынесло положительное решение. Такое скачивание для личного пользования было признано законным и не нарушающим интересов правообладателей.

В прошлом году к Правительству Швейцарии обратились производители развлекательного контента (фильмов, музыки, книг и других) с жалобой на то, что новые технологические методы, упрощающие копирование и распространение без их разрешения защищенных авторским правом материалов, лишают их доходов и нуждаются в ограничении.

Правительство Швейцарии долго рассматривало вопрос, но, наконец, пришло к следующим выводам. Хотя треть граждан Швейцарии старше 15 лет, по статистике, загружает «пиратскую», контрафактную музыку, фильмы и игры, тем не менее их бюджет, предназначенный для приобретения развлекательного контента, остается достаточно стабильным. Поскольку их расходы на развлекательные мероприятия остаются прежними, можно заключить, что скачивание имеет дополнительный характер по сравнению с обычным легальным приобретением указанных произведений. Интересы правообладателей при этом не страдают, так как сэкономленные на скачивании средства все равно тратятся на приобретение фильмов, музыки и игр.

Кроме того, продолжило Правительство Швейцарии, появление любых новых медиа-технологий сопровождается некоторыми злоупотреблениями. Но это неизбежная цена прогресса. Победителями становятся те, кто научится извлекать прибыль из использования новых технологий, а проигравшими — те, кто руководствуется старыми бизнес-моделями.

В своих исследованиях швейцарское руководство ориентировалось на заключение Правительства Нидерландов, в котором сформулированы схожие выводы. Так, хотя было признано, что многие голландцы незаконно скачивают произведения с различных файлообменных сайтов, но статистика показала, такие люди более активны и в приобретении легального контента. А бесплатное распространение охраняемых авторским правом произведений крайне благоприятно сказывается на повышении культурного уровня и достатка граждан и на экономическом расцвете государства.

Кроме того, Правительство Швейцарии рассмотрело и признало недопустимой и экономически невыгодной практику некоторых государств по активному препятствованию подобному скачиванию контента. Например, такую практику, которую устанавливает французский закон 2009 года о «трех предупреждениях» (HADOPI law, Haute Autorité pour la diffusion des œuvres et la protection des droits sur internet ). Согласно данному закону, пользователи Интернета, заподозренные в нелегальном скачивании, будут подвергаться пристальному контролю и ограничениям со стороны специального государственного органа и интернет-провайдеров, вплоть до запрета доступа в глобальную сеть.

Более того, Правительство Швейцарии подчеркивает, что Совет по правам человека ООН не только признал доступ в Интернет всеобщим правом человека, но и потребовал отмены упомянутого французского закона.

Не сочло допустимыми Правительство Швейцарии и различные меры по фильтрации и блокированию контента или веб-сайтов, поскольку они явно нарушают право на свободу слова и неприкосновенность персональных данных.

Решение Верховного суда Швейцарии 2010 года, признавшее незаконным сбор IP-адресов пользователей файлообменных сайтов, в принципе лишило правообладателей возможности сбора доказательств о нарушителях их прав.

Таким образом, Правительство Швейцарии посчитало, что действующий закон не нуждается в ужесточении, разрешило интернет-пользователям свободно скачивать интересующий их контент (тем не менее отметив, что дальнейшее распространение такого контента будет незаконным), и порекомендовало правообладателям принять новые экономические условия и переориентироваться с карательных мер в отношении отдельных нарушителей на поиск новых бизнес-моделей распространения контента, которые будут удобными для пользователей и выгодными для самих правообладателей.

Share:
  • PrintPrint
  • email hidden; JavaScript is required
  • PDFPDF
  • FacebookFacebook
  • TwitterTwitter
  • Google BookmarksGoogle Bookmarks
  • Add to favoritesAdd to favorites
  • RSSRSS
Количество просмотров: 601

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *