Право следования в законодательстве Европейского Cоюза

27 сентября 2001 года была принята Директива 2001/84/ЕС «О праве следования в пользу авторов оригинальных произведений искусства» (Resale Rights Directive). Она вступила в силу в отношении большинства произведений с 1 января 2006 года, и в отношении уже всех относимых произведений (в некоторых странах право следования не распространялось на произведения умерших авторов) — с 1 января 2012 года.

Директива наделяет авторов графических и скульптурных произведений правом получать вознаграждение в случае перепродажи их работ на рынке произведений искусства. В большинстве государств-членов ЕС право следования, или право перепродажи (resale right) существовало уже достаточно давно (поскольку было предусмотрено еще Бернской конвенцией), тогда как в некоторых (Австрия, Нидерланды, Италия) было введено только после принятия Директивы.

Чтобы проанализировать ход реализации Директивы и оказываемое ею воздействие, Европейская Комиссия подготовила соответствующий отчет. В нем представлена общая картина рынка произведений искусства Европейского союза в сравнении с крупнейшими рынками иных стран, а также перечислены основные положительные и отрицательные моменты, вызванные принятием Директивы.

Для начала напомню основные положения самой Директивы.

Право следования, предоставляемое авторам оригинальных произведений искусства, является неотчуждаемым и от него нельзя отказаться. Оно представляет собой право на получение автором вознаграждения, основанного на цене каждой последующей перепродажи его произведения первого отчуждения произведения самим автором. Право следования распространяется на каждый случай перепродажи, когда в качестве продавца, покупателя или посредника выступают профессиональные участники рынка произведений искусства, такие как аукционные дома, художественные галереи или иные дилеры.

Государства-члены ЕС могут установить в национальном законодательстве, что право следования не распространяется на случаи продажи произведения первым продавцом, приобретшим произведение непосредственно у автора менее чем за 3 года до продажи и если продажная цена составляет менее 10 000 Евро.

Вознаграждение автору выплачивает продавец, хотя государства-члены вправе возложить такую обязанность солидарно на продавца и привлекаемого профессионального участника рынка либо исключительно на последнего.

Директива относит к оригинальным произведениям искусства, на которые распространяется право следования, произведения графического и пластического искусства, такие как картины, коллажи, рисунки, гравюры, чертежи, литографии, скульптуры, гобелены, керамика, изделия из стекла и фотографии, если они выполнены самим автором или являются копиями, признанными оригинальным произведением искусства. Копии признаются оригинальными произведениями искусства, если они выполнены в ограниченном количестве экземпляров самим автором или под его контролем.

Государства-члены самостоятельно определяют минимальную продажную цену произведения, при превышении которой применяется право следования, но в любом случае такая минимальная цена не может превышать сумму в 3 000 Евро.

Вознаграждение устанавливается в следующем размере:

(a) 4 % (или 5 %, по выбору государства-члена) – если продажная цена составляет до 50 000 Евро;

(b) 3 % – если продажная цена составляет от 50 000,01 Евро до 200 000 Евро;

(c) 1 % – если продажная цена составляет от 200 000,01 Евро до 350 000 Евро;

(d) 0,5 % – если продажная цена составляет от 350 000,01 Евро до 500 000 Евро;

(e) 0,25 % – если продажная цена превышает 500 000 Евро.

При этом общая сумма вознаграждения не может быть более 12 500 Евро. Продажная цена учитывается за вычетом налогов.

Если минимальная продажная цена установлена государством-членом на уровне менее 3 000 Евро, то должна быть установлена ставка вознаграждения (не менее 4 %), взимаемая, если продажная цена попадает в интервал от минимальной продажной цены до 3 000 Евро.

Правом следования обладают авторы и их наследники, в течение 70 лет после смерти автора. Государства-члены могут наделить правом следования авторов, хотя и не являющихся их гражданами, но постоянное место проживания которых находится в этом государстве-члене.

Право следования на основе взаимности предоставляется авторам и наследникам, являющимся гражданами третьих стран (т.е. если в этих третьих странах граждане государств-членов также наделены правом следования). Европейская Комиссия публикует актуальный список стран, соответствующих данному требованию. На сегодняшний день в списке нет ни одной страны, поэтому, например, граждане России не смогут воспользоваться положениями Директивы при перепродаже их произведений в странах Евросоюза.

Государства-члены обеспечат, чтобы авторы, наследники или организации по коллективному управлению правами имели полномочия в течение трех лет после продажи произведения получать от соответствующих профессиональных участников рынка произведений искусства информацию, необходимую для расчета и получения вознаграждения.

 Теперь вернемся к отчету Европейской Комиссии.

В ходе его подготовки было опрошено большое количество художников, профессиональных участников рынка произведений искусства, профсоюзных организаций авторов и государственных органов.

В отчете приводится достаточно подробная статистическая информация по объемам и ценам продаж произведений искусства как в Евросоюзе в целом, так и в его отдельных членах, а также данные по наиболее крупным художественным рынкам США, Китая, Швейцарии. Всех заинтересовавшихся отсылаю непосредственно к тексту документа.

Нам же могут быть интересны следующие моменты.

В 2010 году в отношении 50% произведений искусства, проданных в Европейском Союзе на аукционах, действовало право следования. В США этот показатель за тот же период был на уровне 35% аукционных продаж, в Швейцарии — 25%, и в остальном мире — 3%.

Всего в Евросоюзе в 2010 году было совершено 65 000 аукционных продаж произведений искусства, на которых распространялось право следования их авторов/наследников. 2/3 из них составляли сделки с произведениями уже умерших авторов, и 1/3 — с произведениями авторов ныне живущих.

45% произведений ныне живущих авторов было продано по цене до 3 000 Евро, и размер вознаграждения составлял до 150 Евро. Следующие 39% произведений реализовали по стоимости от 3 000 Евро до 50 000 Евро, с размером вознаграждения авторам — до 2 030 Евро.

Однозначных тенденций общего влияния Директивы на состояние рынка произведений искусства пока установить не удалось. Но были сделаны несколько интересных наблюдений.

1) Практически все профессиональные участники рынка произведений искусств обратили внимание на сложную ситуацию с административными расходами, связанными с реализацией права следования. Размер таких расходов по одной сделке составляет, в среднем, 50 Евро. Для многих участников, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу, которые проводят большинство торговых операций (например, продавая недорогие сувениры или работы), общая сумма административных расходов может быть весьма существенной. Расходы чаще всего связаны с установлением и поиском авторов, наследников или иных правообладателей, с обслуживанием ИТ-системы или возникают из-за процессинговых ошибок или возвратов платежей. Наибольшую сложность вызывает определение действительного автора работы. Лишь у немногих организаций по коллективному управлению правами есть достаточно объемные базы данных авторов и их произведений, облегчающие поиски. Лучше всего ситуация обстоит в тех странах, где регистрация в организации по коллективному управлению правами является обязательным условием получения вознаграждения. В остальных случаях участникам рынка приходится производить поиск авторов за свой счет. Соответственно, основным средством снижения административных расходов должно стать создание общедоступных, электронных баз данных авторов.

2) Другая проблема связана с распределением вознаграждения авторам. В тех странах, где авторы не передают в индивидуальном порядке полномочия по сбору вознаграждения организациям по управлению правами, до 5% собранных вознаграждений не удается распределить в связи с невозможностью установить автора.

3) Дилеры предметов искусства активно критикуют так называемый «каскадный эффект», когда вознаграждение взимается каждый раз при совершении нескольких операций между дилерами и не может быть принято к зачету, когда произведение продается несколько раз. В некоторых государствах-членах ЕС вознаграждение обязан платить не только продавец, но и покупатель, поэтому дилеры, перепродающие произведения периодически уплачивают вознаграждение дважды, сначала как покупатель, потом как продавец.

4) Некоторые общества по коллективному управлению жаловались, что из-за установления единообразных размеров вознаграждения и ограничения их максимальной суммой, авторы стали получать меньшее вознаграждение в тех случаях, когда национальное законодательство прежде закрепляло большую сумму (например, в Германии ранее применялась единая ставка вознаграждения 5% независимо от величины продажной цены).

Количество просмотров: 1 689

Оставьте комментарий