Цифровое пиратство не причиняет экономического ущерба правообладателям (исследование Евросоюза)

Пиратство в каком-то смысле можно уподобить ГМО: массовому сознанию активно навязывается мысль о его вреде, тогда как признанные ученые единодушно заявляют о бездоказательности подобных утверждений. При этом каждая сторона подтверждает свою позицию результатами разнообразных исследований. Поскольку таких результатов слишком много и они противоположны, установление истины, в конечном счете, зависит от авторитета того, кто проводил исследования. Также и с пиратством. Одни, прежде всего сами правообладатели, горячо доказывают, что распространение нелегальных материалов наносит непоправимый вред их бизнесу. Тогда как другие уверяют, что пиратство не только не вредит, но и повышает интерес потребителей к оригинальной продукции, а в ряде случаев даже негласно поддерживается самими правообладателями. Отчетов, подкрепляющих ту или иную позицию, в последние годы появилось более чем достаточно (например, здесь). Истинное положение дел они уже не способны прояснить. И тут поможет либо что-то вроде мета-анализа, проводимого в медицине Кохрановским Сотрудничеством, когда оценивается надежность и точность методик всех проведенных экспериментов, чтобы обобщить наиболее достоверные выводы. Либо остается организовывать изучение под эгидой авторитетных организаций, чьим заключениям можно безусловно доверять. Примером второго варианта стратегии стало недавнее исследование, осуществленное специалистами Объединенного исследовательского центра Европейского Союза под руководством Luis Aguiar и Bertin Martens. Для того чтобы оценить, как неправомерное скачивание и легальное онлайновое вещание сказывается на продажах цифровой музыки, было изучено сетевое поведение более чем 16 000 европейских потребителей. По результатам исследований в марте 2013 года был опубликован отчет «Потребление цифровой музыки в Интернете: Анализ данных о сетевом поведении» (Digital Music Consumption on the Internet: Evidence from Clickstream Data). Учитывая масштабность мероприятия и его поддержку Европейским Союзом, к полученным выводам полезно прислушаться.

Авторы отчета приходят к двум принципиальным выводам:

скачивание нелегальных копий музыкальных произведений не замещает потребление легальной продукции, поскольку установлено, что при отсутствии доступного пиратского контента потребители в подавляющем большинстве случаев предпочитают вообще не приобретать аналогичный легальный контент;

– онлайновое музыкальное вещание также не замещает потребление правомерно распространяемых произведений; более того, оно даже немного увеличивает количество покупок легального контента.

В многочисленных предшествующих исследованиях влияние нелегального скачивания оценивалось, в основном, применительно к продаже материальных носителей. Было установлено, что приобретение пиратских файлов замещает продажи музыкальных дисков. Но негативное воздействие во многом нивелировалось за счет того факта, что при отсутствии доступного нелегального контента пользователи чаще всего не стремились приобретать контент легальный. Поэтому распространенное мнение о негативном влиянии пиратства на продажу дисков во многом является следствием некоего подразумеваемого общего согласия.

С появлением цифровых магазинов, файлообменных ресурсов, потокового вещания ситуация изменилась. Ее необходимо рассматривать уже с позиции конкуренции двух цифровых продуктов (легального и пиратского), а не просто цифрового и материального. Кроме того, меняются привычки потребителей. Например, современные сервисы позволяют приобретать индивидуальные композиции, а не целые альбомы. Поэтому влияние нелегального скачивания на продажи альбомов и отдельных песен может быть принципиально различным.

В своем отчете исследователи опирались на следующие широко известные предположения, подтвержденные ранее проводившимися изучениями:

– Во главе угла находится вопрос о соотношении ценности и стоимости музыкальной композиции. Если для потребителя ценность (эстетическая, культурная я и т. п.) альбома (песни) превышает ее рыночную стоимость, но потребитель предпочел загрузить его пиратскую версию, то нелегальное скачивание, действительно, замещает распространение по официальным каналам. Если же ценность ниже рыночной цены, то замещения нет, поскольку желание заплатить за оригинальное произведение все равно не появится.

– Нелегальное скачивание в любом случае приносит экономическую выгоду потребителям. Если оно замещает продажи, то часть потенциальной прибыли продавцов перераспределяется в пользу потребителей. Если же нет, то потребитель в выигрыше за счет экономии собственных средств.

– Имеются свидетельства, что нелегальное скачивание файлов выполняет ознакомительную функцию, по результатам которой потребители решают, интересен ли им данный исполнитель или альбом. При положительном ответе нередко формируется готовность приобрести официальное издание альбома или иные композиции понравившегося исполнителя.

В ходе исследования использовались данные, собранные системой Nielsen NetView в Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции. Они включали сведения о сетевом поведении более чем 16 000 европейских пользователей Интернет, давших на это свое согласие. Исследователи получили подробную информацию о том, какие сайты и как часто посещали пользователи, насколько долго на них задерживались. Естественно, не собирались данные о конкретных действиях на каждом посещенном сайте. Кроме того, в распоряжении исследователей были подробные сведения об образовании, возрасте, регионе проживания, уровне дохода, составе семьи и иная необходимая информация об участниках.

Проанализировав собранные данные, исследователи пришли к выводу, что нарушения авторских и смежных прав в виде скачивания композиций с пиратских ресурсов не лишают правообладателей сколько-нибудь существенной части доходов. Пользователи, для которых потребительская ценность музыкальной композиции превышает ее рыночную стоимость, предпочитают заплатить за нее, даже если доступны нелегальные версии. В остальных случаях (когда ценность ниже) пользователи вовсе не имеют намерения приобретать легальный контент, опять-таки независимо от распространенности пиратских ресурсов.

Если негативное воздействие от пиратства и есть, то оно сказывается, в большей степени, на продаже дисков, а не файлов (в Великобритании лишь в 2012 году продажа музыки в цифровой форме впервые превысила продажи дисков). Но это воздействие исследователи призывают не переоценивать, исходя из следующих соображений. Доходы от продажи цифровой музыки постоянно увеличиваются. За период 2004-2010 годы их рост превысил 1000%. А в 2011 году в мировом масштабе составил 8%, принеся правообладателям прибыль в размере 5,2 миллиарда долларов США. Учитывая подобные результаты, рассматривать интернет-пиратство в качестве какой бы то ни было угрозы официальным продажам попросту невозможно.

Да, нелегальное скачивание по своей природе остается нарушением авторского права, но отсутствие экономического ущерба подталкивает к переоценке распространенного мнения о его негативных последствиях. Правообладателям стоит стремиться не к искоренению интернет-пиратства, а к умножению и повышению эффективности каналов распространения легальной продукции. Тем более что, как показывает пример с потоковым вещанием, новые каналы не уменьшают, а увеличивают доход.

Количество просмотров: 1 202

Оставьте комментарий