Насколько пиратство влияет на уровень доходов правообладателей? Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден: доходы должны сокращаться. Но не все так просто. Исследования показывают, что распространение нелегального контента, действительно, ведет к падению доходов. Но наблюдаются и иные варианты: доступность пиратского контента в определенных случаях либо вообще не влияет на прибыль, либо даже повышает ее.
Следовательно, вместо огульного запретительства полезно каждый раз детально выяснять — какие именно причины влияют на сокращение доходов правообладателей и на рост нелегальных материалов.
Эксперты Joel Waldfogel из Университета Миннесоты и Brett Danaher из Уэллсли Колледжа опубликовали в январе 2012 года любопытный отчет под названием «Кино-пиратство: Влияние онлайновых пиратских кинофильмов на международные кассовые сборы» (Reel Piracy: The Effect of Online Film Piracy on International Box Office Sales).
В ходе своего исследования они пришли к заслуживающим самого пристального внимания выводам: наибольшее влияние на уровень сборов способны оказать не пираты, а сами кинопрокатчики.
Интересные подробности отчета смотрите далее.
В центре внимания аналитиков оказался 2003 год — год появления самого популярного протокола совместного использования файлов BitTorrent. Протокол BitTorrent настолько облегчил прямой обмен файлами между пользователями, так что к концу 2004 года 30% всего интернет-трафика генерировалось с использованием данного протокола. При этом большую долю передаваемого контента составляли видеофайлы.
Соответственно, в исследовании учитывался уровень кассовых сборов в отношении 678 фильмов с июля 2003 по июль 2006 года в США и в 16 других странах, а также временные периоды между между сроками выхода фильмов на экраны в США и во всех последующих странах. Экспертов особенно интересовала ситуация, когда фильм выходил на экраны в США и до релиза в иных странах был доступен там только в виде нелегальных копий. Поэтому отдельно анализировались доходы от внутренних кассовых сборов в США и от международных сборов.
Выделим следующие любопытные выводы авторов:
1) Данные показывают, что чем больше временной разрыв между релизом фильма в США и в остальных странах, тем меньше кассовые сборы в таких странах. Активное применение протокола BitTorrent привело к еще большему снижению таких международных сборов.
Так, если в 2003-2004 году фильм, выходивший в прокат спустя 8 недель после американской премьеры, приносил на 22% меньше доходов, то в 2005-2006 годах — уже на 40% меньше.
2) Начиная с 2005 года сокращение кассовых сборов усиливается на дополнительные 1,3% за каждую неделю отсрочки релиза в сравнении с американским (по наиболее популярным жанрам фильмов (научная фантастика и боевики) — на 2%, по остальным — на 0,7%), тогда как в 2003-2004 годах такого расслоения по жанрам не наблюдалось.
В связи с этим авторы оценивают совокупное влияние пиратства на снижение сборов в 7%.
3) Наибольшее уменьшение международных кассовых сборов связано не столько с пиратством, сколько с временной разницей между релизом фильма в США и в иных странах. Следовательно, правообладатели должны быть заинтересованы максимально сокращать разрыв во времени между датами премьеры фильма в разных странах. Ведь преимущественно от их действий, а не от действий пиратов зависит итоговая сумма кассовых сборов.
4) Если раньше большой временной период между выходом фильмов в прокат в разных государствах был связан, прежде всего, с дороговизной изготовления дополнительных копий ленты, то с развитием цифровых технологий такое копирование производится гораздо быстрее и дешевле. Поэтому кинопрокатчики стараются ускорить международную премьеру фильмов. Так, если в 2004 году средний размер интервала между выходом фильма на экраны в США и в других странах составлял 10,5 недель, то в 2006 году — уже 7,5 недель, в 2007 году — 6 недель, в 2010 году — 4 недели.
5) Нельзя утверждать, что количество нелегальных скачиваний фильма замещает соответствующее количество покупаемых билетов: если пользователь изначально считал стоимость билета завышенной в сравнении с ценностью самого фильма, то незаконное скачивание, хотя и нарушает права кинопрокатчиков, не ведет к существенному сокращению кассовых сборов.
6) С другой стороны, некоторые авторитетные исследователи выяснили, что нелегальное скачивание может вести и к увеличению кассовых сборов (например, за счет того, что ознакомление с бесплатным контентом позволяет осознать его высокую ценность, либо за счет создания «шумихи» вокруг фильма).
7) Далее, эксперты не нашли доказательств того, что пиратство сокращает кассовые сборы в самих США (тогда как в иностранных государствах, напомним, «вклад» пиратства в уменьшение сборов составляет до 7%).
Причины этого авторы видят в том, что, во-первых, после релиза фильм доступен для всех жителей США, поэтому те пользователи, для которых ценность фильма превышает стоимость билетов, в любом случае посетят кинотеатр. Если же ценность фильма ниже стоимости билета, то желание посетить кинотеатр едва ли возникало изначально, поэтому скачивание нелегальной копии фильма не уменьшит возможные доходы кинопрокатчиков.
В то же время в иностранных государствах легально фильм еще не доступен, поэтому его нелицензионные версии вынуждены скачивать и те, кто в иных обстоятельствах приобрел бы билет.
Следовательно, недоступность легальных экземпляров аудиовизуального произведения можно назвать одной из основных причин роста нелегального скачивания такого произведения; тогда как наличие в Интернете контрафактных копий произведения само по себе не ведет к сокращению доходов от продажи экземпляров произведений, если доступны каналы правомерного получения таких экземпляров.
Авторы приводят ссылки на результаты иных исследований, в которых аналогичные выводы сделаны в отношении телевизионного контента и фильмов на DVD.