Отзыв на книгу Питера Болдуина “Копирайтные войны: Три столетия трансатлантического сражения” (Baldwin Peter “The Copyright Wars: Three Centuries of Trans-Atlantic Battle”) 2014

Три причины, почему эту книгу необходимо прочитать. Тем более что в прошлом году автор выложил ее в свободный доступ.

Во-первых, она написана профессиональным историком. Питер Болдуин преподает в авторитетных исследовательских центрах — Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе и Нью-Йоркском университете. В его книге последние 300 лет истории авторского права показаны с детализацией и наглядностью, редких в работах юристов. Мы узнаем, о чем деятели истории в разные эпохи писали в законах и не воплотившихся проектах, убеждали в парламентских выступлениях, призывали в революционных листовках, обсуждали в письмах и поясняли в научных трудах. Комментарии с аккуратным перечислением всех источников занимают в книге сотню страниц. И при этом она написана сжато, так что подробности лишь иллюстрируют обобщения и выводы, но не рассыпаются рыхлым снегом по страницам. Выводы Болдуина обоснованны и убедительны. В ходе написания книги он советовался с авторитетными правоведами, поэтому результат получил достойную оценку в юридической среде.

Во-вторых, любопытна и актуальна система координат, в которой ведется исследование, — авторское право рассматривается как подвижная граница, перераспределяющая между творцами и обществом возможности использовать культурное богатство в свою пользу. Почему вообще возникло противопоставление их интересов? Как образовался разлом между континентальной и англо-американской моделью установления баланса? И насколько успешной будет современная вынужденная гармонизация? В условиях, когда право интеллектуальной собственности переживает глубокий кризис легитимности, ответы на подобные вопросы крайне важны.

Здесь мы подходим к третьему и, на мой взгляд, самому существенному достоинству книги. В ней наглядно показано, что развитие авторского права следует не какому-то изначальному замыслу или теоретическим концепциям. На самом деле, главную роль играли внешние, иногда незначительные обстоятельства, подобно камешкам на дороге отклонявшим неуправляемую повозку по случайному извилистому маршруту.

Краткосрочность государственных привилегий на книгопечатание вынуждает издателей искать новый источник своей монополии. Вовремя подвернувшаяся теория Локка помогает им добиться закрепления за авторами отдельного права, которое легко выкупить. Однако выбранная теория закладывает в новое право неотчуждаемые элементы, которые ослабляют монополию. Попытки перенастроить авторское право ведут в самых разных направлениях, на которые влияют национальные особенности, бродящие в обществе идеи и политические обстоятельства. Где-то признается, что после публикации естественное право трансформируется в позитивное, или же за автором сразу закрепляются только экономические права. Где-то право автора состоит из набора полномочий, а где-то остается неделимым. В Великобритании дискутировали, когда монопольное право собственности автора вытесняется общественным достоянием. В США защищали молодой рынок от европейских конкурентов, ослабляя их права до минимума. Во Франции бились с тем, как увязать правила наследования с особым характером авторского права, расщепляя его на экономические и моральные компоненты. В Германии создавали механизм передачи элементов единого неотчуждаемого права.

Каждое решение порождало все новые сложности. В итоге, авторское право превратилось в замысловатую конструкцию, каждая часть которой строилась по особым принципам, нередко противоречащим тем, что применялись по соседству. Да, недавняя международная гармонизация несколько сгладила швы. Но ей не устранить лежащую в основе авторского права непоследовательность. Современный кризис права интеллектуальной собственности показывает — к нему не стоит относиться с тем чрезмерным пиететом, который мы часто наблюдаем в юридической среде. Эта отрасль права состоит из не самых удачных, плохо пригнанных друг к другу правовых норм, которые не устраивают многих участников регулируемых отношений. Обоснование авторского права с помощью стройных философских концепций — не более чем попытка задним числом оправдать его несбалансированность. Как верно замечают Л. Бентли и Б. Шерман: «Можно понять, когда лоббистские группы используют ту или иную аргументацию для достижения своих целей, однако большие проблемы возникают, когда остальные люди начинают верить риторике и полагать, будто авторское право действительно предопределяется и очерчивается этими философскими абстракциями».

Книга П. Болдуина помогает соотнести прошлое авторского права с сегодняшними тенденциями и общественными запросами. Он не предлагает путей решения накопившихся проблем, но, расширяя наш кругозор, приучает к мысли, что серьезная реформа авторского права возможна и даже неизбежна, ведь каждая оригинальная идея так или иначе влияет на его последующее движение, которому еще далеко до завершения.

Количество просмотров: 652

Оставьте комментарий