Чтобы модернизируемые Еврокомиссией права интеллектуальной собственности не теряли своей ценности, правообладатели должны располагать инструментарием для их быстрого и эффективного осуществления в случае нарушений. Цифровые технологии привели к взрывному росту и распространению контента, в том числе нелегального. Борьба с пиратством необходима. Но она не должна ограничивать доступ к знаниям, культурному богатству и технологиям. Слишком очевидны выгоды для общества от широко доступного контента, чтобы использовать грубые средства его очистки от нелегальных наслоений. Неразумно сдерживать экономику чрезмерными запретами на использование цифровых сервисов в бизнесе. Пожалуй, именно по борьбе с пиратством, нагляднее всего отражающей позиции законодателя и правообладателей, общество оценивает справедливость предлагаемого регулирования и баланса интересов.
Диапазон возможных методов очень широк: от преследования интернет-пользователей до стимулирования легальных бизнес-сервисов. Европейская комиссия в поисках взвешенного подхода разрабатывает свою программу действий.
Ее основная черта — опора на добровольные меры, которые должны в меньшей степени вмешиваться в жизнь пользователей и бизнес-сообщества, чем законодательные предписания. Кроме того, они позволяют обойти возражения, выявленные в ходе публичной консультации о правоприменении 2016 г. Тогда пользователи и информационые посредники категорично высказались против возложения на посредников обязанностей по пресечению оборота нелегального контента. Первые опасались ограничений их прав и свобод, вторые — чрезмерных затрат и несвойственных им функций. Добровольные соглашения, как ожидается, встретят меньше критики и приведут к желаемому результату. Идея состоит в том, что типовой проект соглашения (меморандум) готовит Европейская комиссия, с учетом мнений и потребностей всех вовлеченных лиц. А затем к нему присоединяются заинтересованные интернет-посредники и правообладатели.
Первые добровольные соглашения появились в 2011 г. (напр., Меморандум о взаимопонимании касательно продажи контрафактных товаров через интернет, MoU on the sale of counterfeit goods via the internet). В 2013 г. Еврокомиссия сочла обнадеживающим такой формат борьбы с пиратством. В 2016 г. ЕК предложила участникам рынка обновленный вариант — Меморандум о взаимопонимании касательно онлайновой торговли контрафактными товарами (Memorandum of Understanding on the online sale of counterfeit goods).
Вторая основополагающая идея европейской программы правоприменения – активное использование нового инструмента принудительного осуществления прав ИС – так называемого подхода «следуй за деньгами» («follow the money»). Он направлен на лишение лиц, совершающих нарушения в коммерческом масштабе, доходов от их незаконной деятельности. Реализуется опять-таки в форме добровольного соглашения, к которому присоединяются сервисы, с помощью которых пираты обычно генерируют прибыль.
I. 01.07.2014 г. Европейская комиссия выпустила Сообщение «В поисках обновленного консенсуса относительно принудительного осуществления прав интеллектуальной собственности: европейский план действий» (Towards a renewed consensus on the enforcement of Intellectual Property Rights: An EU Action Plan).
Общие направления деятельности:
1) Образовательные и информационные программы, повышающие осведомленность потребителей о вреде от пиратской/контрафактной продукции (для экономики, рабочих мест в креативных индустриях), о выгоде от покупки легальных копий (более безопасные, надежные и т.п.), в т.ч. посредством расширения контента и облегчения доступа к нему. Такое информирование повышает потребление легального контента.
2) Требуется мониторинг и механизмы защиты сбытовой цепи от проникновения пиратской и контрафактной продукции. ЕК проведет ряд консультаций и разработает рекомендации, которые могли бы использовать все участники цепочки поставок (включая онлайновые платформы, поисковые сервисы и других участников электронной торговли).
3) Поставщики нелегального контента должны быть лишены возможности получать доход. На это направлена стратегия «follow the money». Она применяется в рамках добровольного сотрудничества организаций, с помощью которых пираты обычно извлекают прибыль. ЕК разработает новые модельные Меморандумы о взаимопонимании, описывающие меры, позволяющие отсечь пиратов от источников доходов. К меморандумам смогут присоединяться поставщики рекламных услуг, платежные сервисы, участники электронной торговли и иные коммерсанты.
4) Механизмы судебной компенсации за нарушение интеллектуальных прав должны быть эффективны и доступны предпринимателям, в т.ч. небольшим и работающим из других государств-членов.
5) ЕК проведет консультации и выработает рекомендации по возврату денежных средств покупателям, обнаружившим, что приобретенный товар или услуга содержат нелегальный творческий продукт.
II. Европарламент в резолюции от 09.06.2015 по поводу данного Сообщения ЕК считает, что борьба с распространением нелегального контента должна основываться на отраслевых, добровольных механизмах: системе уведомлений о недопустимости нарушений, соглашениях о взаимопонимании, мерах по сокращению доходов пиратов и т.п. Он особо подчеркивает, что внесудебное блокирование веб-сайтов недопустимо. Чем больше новых удобных бизнес-моделей приобретения легального контента, особенно в интернете, будут доступны потребителям, тем меньшим будет оборот пиратской продукции. Европарламент настоятельно призывает Комиссию пристально проанализировать действие Директивы ЕС 2004/48/EC о принудительном осуществлении, поскольку ее непригодность для защиты от онлайновых нарушений прав ИС становится все более заметной. В то же время потребители контента должны иметь возможность в полной мере осуществлять свои основополагающие права, в частности, на доступ к контенту.
III. 01.07.2014 г. было опубликовано еще одно Сообщение ЕК – «Торговля, развитие и интеллектуальная собственность — Стратегия охраны и принудительного осуществления прав интеллектуальной собственности в третьих странах» («Trade, growth and intellectual property – Strategy for the protection and enforcement of intellectual property rights in third countries»). В нем Еврокомиссия намечает шаги, как улучшить охрану ИС в двух- и многосторонних международных соглашениях, усилить сотрудничество правообладателей и их ассоциаций из разных стран, повысить эффективность механизмов рассмотрения споров и правоприменения.
IV. Подход «follow the money» был заложен в обеих Стратегиях, рассмотренных в основной публикации, и поддержан в Сообщениях ЕК об эффективном правоприменении и о реформировании сферы интеллектуальной собственности. В начале 2016 г. прошли публичные обсуждения. И 21.10.2016 г. Европейская комиссия одобрила базовые принципы составления добровольных соглашений участников в сфере онлайновой рекламы и интеллектуальной собственности «The Follow the Money Approach to IPR Enforcement».
Цель соглашения — препятствовать размещению рекламы веб-сайтов и приложений (напр., для мобильных устройств, планшетов или ТВ-приставок), которые осуществляют нарушение прав ИС в коммерческих масштабах, чтобы минимизировать получаемый их владельцами благодаря такой рекламе доход. Соглашение будет открыто для любых участников, вовлеченных в размещение, покупку, продажу или содействие рекламе, а также участников, заинтересованных в борьбе с нарушениями ИС, таких как рекламодатели, агентства, централизованные платформы закупки рекламы, рекламные платформы, рекламные сети, рекламные биржи, торговые дома, издатели и правообладатели, а также их представители или ассоциации.
Подписавшие соглашение участники, непосредственно вовлеченные в приобретение, продажу или продвижение продаж рекламного пространства, будут включать в свои контракты определенные механизмы защиты, например, в виде инструментов верификации контента, систем доставки и сообщения рекламы, мониторинга онлайновых прав, сервисов охраны брендов, с целью, чтобы размещаемая ими или с помощью их сервисов реклама не была связана с контентом, массово нарушающим права ИС. Эти лица также обеспечат, чтобы указанные обязательства содержались во всей цепочке контрактов. Соглашение не повлечет за собой создание ЕК обязательной базы данных или реестра сайтов, нарушающих ИС на уровне ЕС. В то же время участники признают полезность подобных реестров для достижения цели соглашения. Они могут создавать такие реестры на национальном уровне.
ЕК может разработать систему KPI, позволяющую оценивать эффективность реализации соглашения. Соглашение должно стремиться к надлежащему и пропорциональному балансу основополагающих прав, а также обеспечивать охрану ИС, правомерной конкуренции и других основополагающих прав, признаваемых Европейской хартией.