18 октября 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг». Изменения затронули Правила продажи отдельных видов товаров, Правила продажи товаров дистанционным способом, Правила продажи товаров по образцам и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.

Прежде всего нас будут интересовать нововведения, посвященные дистанционной торговле через интернет-магазины. Но затем мы подробно остановимся на остальных положениях указанного Постановления Правительства.

1. Изменения в Правилах продажи товаров дистанционным способом

(утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»)

1.1. Рассматриваемое Постановление устранило прежнюю неопределенность, когда одну и ту же торговую операцию можно было отнести к продаже товаров и дистанционным способом, и по образцам. Подобная ситуация возникала, когда продавец знакомил потенциальных покупателей с товаром опосредованным способом: через описания в каталогах, проспектах, буклетах, в информационных материалах, по фотографиям и т.д. Такие действия были характерны и для случаев дистанционной торговли, и для торговли по образцам. Сейчас же, как будет показано далее, законодатель называет продажей по образцам только операции, когда товар непосредственно демонстрируется покупателям в выставочном зале. А все случаи опосредованного ознакомления отнесены к дистанционной торговле.

1.2. Чтобы конкретизировать (и расширить) круг относимых к дистанционной торговле операций, прежняя краткая формулировка в абз. 2 п. 4 Правил «посредством средств связи», описывающая порядок ознакомления с товаром при заключении договора через информационно-коммуникационные сети, была заменена более развернутой: «с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов».

1.3. Расширен перечень предоставляемой покупателям информации. Прежняя обязанность сообщать «адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца» заменена обязанностью доводить до покупателя «место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара».

Установлена новая обязанность продавцов предоставлять «информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Перечни таких товаров содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 №1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», а также в Приказе Минпромторга РФ от 07.09.2010 №769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку».

1.4. Важное нововведение касается порядка доведения информации о товаре до покупателей. Прежняя редакция п. 11 Правил требовала размещать нужные сведения в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, характерным для определенных товаров. Как видим, преимущество отдавалось материальным носителям информации, что в случае продажи товаров в цифровой форме создает ненужные сложности. Теперь законодатель разрешает доводить сведения о товаре и в электронной форме. При этом, к сожалению, использованная узкая формулировка ведет к тому, что электронная форма информации признается допустимой, если такая информация записана на плате в самом товаре или на приложенный к нему материальный носитель. Очевидно, что подобное описание не охватывает случаи продажи цифрового товара.

Нельзя назвать продуктивным и исключение из прежней редакции пункта 11 фразы «иным способом, принятым для отдельных видов товара». Она позволяла, опираясь на устоявшуюся практику, рассчитывать на признание электронной формы сведений достаточной при продаже цифровых товаров. Но новая редакция пункта допускает лишь те способы предоставления информации, которые прямо предусмотрены законодательством.

Первый абзац п. 11 теперь звучит следующим образом: «Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации».

1.5. В п. 37 Правил конкретизировано, что контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором).

2. Изменения в Правилах продажи товаров по образцам

(утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»)

2.1. В Правилах продажи товаров по образцам уточнено понятие «продажа товаров по образцам», чтобы исключить смешение ее с дистанционной торговлей через интернет-магазин. Теперь правила о продаже товаров по образцам будут распространяться только на случаи, когда при заключении договора покупатель непосредственно знакомится «с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров». Опосредованное ознакомление с товаром (через описания, содержащиеся в каталогах, проспектах, буклетах, представленные в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров) будет относиться к случаям дистанционной торговли.

Именно демонстрация товара в месте продажи, ставшая единственным способом предъявления его покупателям, должна сопровождаться информацией о товаре, продавце, изготовителе и условиях продажи. И только она признается публичной офертой при продаже товаров по образцам. Опосредованное ознакомление с товаром исключено из этих ситуаций.

2.2. Внесены изменения в перечень информации, которую продавец обязан довести до сведения покупателей.

Уточнено, что продавец обязан сообщать покупателям свой адрес (ранее требовалось указывать «юридический адрес», хотя такой термин не основан на законодательстве), а также указывать место нахождения и адрес организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (ранее достаточно было указывать «место нахождения»; новая формулировка должна исключить ситуации, когда вместо полного адреса указывался просто город или иные неполные данные).

Обязанность указывать информацию о стандартах, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар, а также о сертификатах соответствия на товар заменена обязанностью информировать «об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании». Этот закон предусматривает обязательное подтверждение соответствия товара требованиям технического регламента, если это предусмотрено действующим техническим регламентом на данный вид товаров.

Конкретизированы требования к информации о цене: продавец сообщает «цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».

Продавец также обязан теперь предоставлять покупателям «информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

2.3. Внесены правки в порядок предъявления покупателем претензий в отношении некачественного товара.

Во-первых, уполномоченным на их предъявление теперь признается не просто «Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом», но «Покупатель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом». Новая формулировка распространяется на случаи, когда и сам продавец не знал о недостатках товара, а также когда недостатки проявились после продажи товара (если они связаны с обстоятельствами, возникшими до передачи товара покупателю).

Во-вторых, уточнено право покупателя на замену некачественного товара: он вправе теперь потребовать не «товар аналогичной марки (модели, артикула)», а «товар надлежащего качества этой же марки (этих же модели и (или) артикула)». При этом за них сохранилось право получить «такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены».

В-третьих, изменились правила по замене технически сложного товара. Напомним, ранее требование о замене технически сложного и дорогостоящего товара могло быть принято при обнаружении существенных недостатков товара. Новая редакция п. 33 устанавливает: «В отношении технически сложного товара покупатель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара, или нарушения установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара, или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков». Как видим, теперь возможности покупателя по замене технически сложного товара существенно расширены: в течение 15 дней после его передачи требования распространяются на товар с недостатками даже несущественного характера, а какие-либо ограничения на замену «дорогостоящего» товара вообще устранены.

В-четвертых, вместо прежнего права на «расторжение договора» четко предусмотрено, что покупатель может «отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы».

2.4. В соответствие с ФЗ «О защите прав потребителей» приведены положения об ответственности за несвоевременную передачу предварительно оплаченного товара потребителю. Исключено применение законной неустойки, которая распространялась лишь на обязательство по возврату денег и исчислялась в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ (т.е. примерно 0,023% в день). Теперь «в случае нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара покупателю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара». Кроме того, согласно нормам упомянутого закона о штрафном характере неустойки, покупатель в дополнение к ней «вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара».

2.5. Контроль за соблюдением данных Правил также осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Изменения в Правилах продажи отдельных видов товаров

(утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)

3.1. При осуществлении разносной торговли запрещена продажа пива.

3.2. В связи с действующим порядком закрепления обязательных требований к определенным видам деятельности в технических регламентах, а не в прежних стандартах, по всему тексту Правил указания на стандарты заменены ссылкой на закон о техническом регулировании или иное законодательство о торговой деятельности.

3.3. Изменения, коснувшиеся порядка предоставления покупателям информации о товаре и продавце, аналогичны указанным выше в п. 2.2, поэтому повторять их нет необходимости.

3.4. В п. 19 Правил конкретизировано, что на ценнике указывается сорт товара лишь при его наличии. Остальные требования к информации на ценнике остались прежними: наименование товара, цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.

3.5. Исключена обязанность продавца ознакомлять покупателя с удостоверением качества и безопасности реализуемой пищевой продукции, парфюмерно-косметических товаров. Это связано с позицией Роспотребнадзора о необязательности таких удостоверений по действующему законодательству (изложенной, например, в Письме от 19.01.2012 №01/330-12-32 «Об отмене обязанности оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции»).

3.6. Обязанность продавца по просьбе покупателя передавать ему гастрономические товары в нарезанном виде заменена соответствующим правом, реализуемым при наличии возможности у продавца.

3.7. При продаже некоторых видов товаров исключена обязанность продавца во всех случаях выдавать покупателю товарный чек. Новая редакция п. 46, касающаяся торговли текстильными, трикотажными, швейными и меховыми товарами и обувью, устанавливает: «В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись». Это правило теперь действует и при продаже технически сложных товаров бытового назначения,

Пункт 69 Правил, распространяющийся на продажу изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, предусматривает: «В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись».

Пункт 80: «В случае если кассовый чек на товар не содержит видовое название и количество животных или растений, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись».

При продаже строительных материалов и изделий теперь действует следующее положение (п. 111): «Вместе с товаром покупателю передается относящаяся к товару документация изготовителя. Если кассовый чек не содержит наименование товара, основные показатели, характеризующие данный товар, и количество товара, покупателю также передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись».

3.8. Продажа лекарственных препаратов возможна без рецепта, если это предусмотрено инструкцией по применению лекарственных препаратов (п. 76 Правил). Прежняя редакция данного пункта допускала продажу без рецепта только тех лекарственных средств, которые были включены в особый список Минздрава.

3.9. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара дополнен следующими товарами: «электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами».

3.10. Федеральным органом, уполномоченным контролировать соблюдение Правил продажи товаров по образцам, прямо названа Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ранее список проверяющих в Правилах не был ограничен, их полномочия могли быть установлены в иных законах.

Эта служба указана в качестве единственного контролера также в отношении Правил бытового обслуживания населения (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 №1025) и Правил оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 №1036).

4. Изменения в Правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами

(утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»)

Данные Правила были дополнены несколькими положениями, полностью копирующими соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ. В этом вряд ли был какой-то особый юридический смысл, поскольку отсутствие дублирующих норм в акте, имеющем меньшую юридическую силу, не препятствует прямому применению вышестоящего нормативного акта.

4.1. При принятии товара на комиссию указывается его стоимость в рублях.

4.2. Пункт 20 Правил дополнен формулировками, дублирующими положения п. 1 ст. 1004 ГК РФ: «Комиссионер не вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, отказаться от его исполнения, за исключением случая, когда договор заключен без указания срока его действия. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.

Комиссионер обязан принять меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества комитента».

Скопированы из ГК РФ и положения о праве комиссионера на вознаграждение и возмещение расходов при невозможности исполнить договор из-за действий комитента, а также о праве комиссионера на вознаграждение за сделки, совершенные до прекращения договора по инициативе комиссионера.

Дублируют нормы ГК положения: «В случае если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или недостача, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера, комиссионер обязан принять меры по охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления сообщить комитенту.

Комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, отвечает за это лишь в случаях, когда комитент предписал ему застраховать имущество за счет комитента либо страхование этого имущества комиссионером предусмотрено договором комиссии или обычаями делового оборота».

4.3. Немного подправлены положения о требованиях покупателя при продаже ему товара с недостатками.

Во-первых, как и в случае с Правилами продажи товаров по образцам, в новой редакции п. 29 использована формулировка «Покупатель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены комиссионером, по своему выбору вправе». Она, как было отмечено, касается и ситуаций появления недостатков после продажи.

Во-вторых, вместо права покупателя требовать «замены на товар аналогичной марки (модели, артикула)» предусмотрено право потребовать замены «на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)».

В-третьих, приобрели взаимоисключающий характер два правомочия покупателя: «потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом». Хотя и ранее была маловероятна ситуация их одновременной реализации.

В-четвертых, установлен 10-дневный срок на исполнение требований покупателя: «Требования покупателя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара покупателем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных покупателю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования».

В-пятых, конкретизированы права покупателей в отношении технически сложных товаров, что раньше в данных правилах отдельно не регулировалось.

«В случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи покупателю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».

4.4. Также уточнено, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Share:
  • PrintPrint
  • email hidden; JavaScript is required
  • PDFPDF
  • FacebookFacebook
  • TwitterTwitter
  • Google BookmarksGoogle Bookmarks
  • Add to favoritesAdd to favorites
  • RSSRSS
Количество просмотров: 5 103

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *