Налогообложение операций с цифровым контентом

Компания Amazon, крупнейший мировой продавец книг в сети Интернет, сообщала, что в июле 2010 года ее продажи электронных версий книг впервые превысили по объему продажи книг в твердой обложке, в январе 2011 года они уже обогнали продажи книг в мягком переплете, а в мае этого года электронных книг было продано больше, чем книг в твердой и мягкой обложке вместе взятых.

Эти данные в очередной раз подчеркивают стремительность и неизбежность приближения времени, когда большая часть объектов интеллектуальной собственности станет предметом сделок, совершаемых через Интернет.

Вопросы правового регулирования, и особенно налогообложения, таких сделок становятся принципиально важными, с точки зрения обеих сторон договора. Экономическая доступность электронных произведений для покупателей, а также рентабельность операций по реализации цифрового контента для продавцов — основа успешного роста такого рода сделок.

При этом законодательство многих стран заметно не успевает за развитием электронной торговли или устанавливает для нее менее выгодные условия по сравнению с оффлайновой торговлей интеллектуальными продуктами.

Планируются ли какие-то изменения в данном вопросе в ближайшее время? Споры на эту тему недавно разгорелись в Евросоюзе.

Люксембург объявил о том, что снижает налог на добавленную стоимость (VAT) при продаже электронных книг с нынешних 15% до 3%. Новая ставка начнет применяться с 1 января 2012 года.

Ранее о снижении ставки VAT с 19,6% до 7% с 2012 года сообщала Франция.

Эти решения прямо противоречат законодательству Евросоюза, требующему облагать операции с электронными книгами по обычным тарифам VAT, действующим в соответствующем государстве.

Будучи уверенными в правильности своего решения, представители правительства Франции заверили издателей, что государство оплатит любые штрафы, которые наложит ЕС за нарушение законодательства.

Тем не менее и позиция руководства ЕС не столь единодушна, чтобы твердо противостоять подобным попыткам непослушания.

Так, Вице-президент Европейской комиссии Нейли Кроэс (Neelie Kroes), выступая недавно с докладом, заявила, что она не понимает, почему по действующим в ЕС нормам налог на добавленную стоимость при продаже электронных книг взимается в полном объеме, хотя в отношении бумажных книг правила существенно более льготные.

В Евросоюзе было принято решение произвести пересмотр норм о VAT и, приняв во внимание быстрый рост деловых операций с цифровым контентом, попытаться уравнять налоговые положения в отношении электронных и материальных интеллектуальных продуктов. Комиссия должна начать работать в 2012 году, и подготовить предложения к концу 2013 года.

В свете решительных шагов некоторых стран ввести в действие новые правила даже вопреки требованиям Евросоюза, возможно, ЕС постарается рассмотреть свои предложения быстрее.

А пока в остальных государствах-членах ЕС продолжают действовать прежние положения. Например, в Великобритании VAT вообще не применяется к обороту бумажных книг, тогда как продажи электронных книг облагаются налогом в размере 20%.

В результате этого увеличиваются риски ограничения свободной конкуренции в ряде сделок с цифровым контентом в пределах Евросоюза. Как известно, штаб-квартира Amazon в Европе располагается в Люксембурге. И с 2012 года при продаже этой компанией электронных книг жителям, например, Великобритании, Amazon приобретет серьезные преимущества перед британскими продавцами цифрового контента: Amazon не уплачивая 20%-ный британский VAT, всего лишь заплатит в Люксембурге 3%-ный налог.

Учитывая обороты американского ритейлера, эта ситуация вызывает серьезные опасения у многих европейских книготорговых компаний.

И хотя норма об обложении операций VAT в соответствии с законодательством страны продавца будет действовать только до 2015 года (а затем будет заменена правилом о применении нормативных положений страны покупателя), 3-летний срок более чем достаточен для нанесения серьезного экономического удара по европейским фирмам.

Посмотрим, сможет ли руководство Евросоюза отреагировать на эту ситуацию достаточно быстро.

В то же время сам Amazon испытывает серьезные налоговые трудности на своей родине — в США. Налог с продаж (sales tax) в этой стране действует на уровне отдельных штатов и не регулируется федеральным законодательством. Поэтому чаще всего налог с продаж взимается в торговых операциях, осуществляемых ритейлерами, имеющими физическое присутствие на данной территории. В связи с этим Amazon, ссылаясь на отсутствие своего представительства и на обязанность самих покупателей уплачивать данный налог, долгое время вообще не взимал его с них (и не перечислял его в бюджет штата), пользуясь пробелом в законодательстве, точнее отсутствием согласованной позиции по этому налогу между разными штатами. По некоторым оценкам, на май 2011 года, Amazon не начислял этот налог в 40 из 45 штатов, в которых он был установлен законом. Такая ситуация создавала для крупнейшего онлайн-ритейлера (и других дистанционных продавцов цифровых и бумажных книг) необоснованные налоговые преимущества. Сразу несколько штатов (Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Северная Каролина и другие) вознамерились ввести налог с продаж и для компаний, не имеющих физического присутствия на их территории, чтобы те исполняли обязанности налоговых агентов по сбору и перечислению налога в бюджет штата. Особенно учитывая тот факт, что в случаях, когда покупатели должны уплачивать этот налог самостоятельно, они делают это крайне редко.

Так что, в отличие от Евросоюза, где налогообложение разнится в зависимости от формы продаваемого объекта интеллектуальной собственности, в США налоговые преимущества имеют компании осуществляющие продажи в другие штаты.

Российское налоговое регулирование ближе к положениям Евросоюза.

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение налогом на добавленную стоимость (НДС) по пониженной ставке 10% производится при реализации «периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера» и «книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного или эротического характера». Эта статья касается бумажной продукции.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.01.2003 года №41, в отношении периодических печатных изданий и книжной продукции в электронном виде, распространяемых, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи, пониженная ставка НДС не применяется. Операции с электронными книгами облагаются НДС по общей ставке 18%.

Рост продаж цифрового контента в России также слишком заметен, чтобы не принимать его во внимание. И для поддержки онлайновых продавцов крайне необходимо уменьшение налоговой ставки. Создание равных конкурентных условий важно для осуществления основополагающих прав человека на свободный доступ к объектам культуры и искусства, и для экономического роста рынка в целом.

Количество просмотров: 995

Оставьте комментарий