21 ноября 2011 года Вице-президент Европейской комиссии Нейли Кроэс (Neelie Kroes) выступила с докладом на Конференции в Авиньоне о необходимости самых кардинальных изменений в регулировании интеллектуальной собственности.
Конференция была посвящена поиску путей объединения культуры, медиасферы, технологий и экономики. Доклад Н. Кроэс, озаглавленный «Работает ли авторское право?», коснулся самых острых проблем — жизнеспособно ли сегодня право интеллектуальной собственности? помогает ли оно или препятствует творчеству? победимо ли сетевое пиратство и нужно ли вообще продолжать эту борьбу?
Безусловно, в одночасье давно ожидаемые изменения в сфере интеллектуальной собственности не произойдут, и конкретных решений представитель Евросоюза предложить пока не смог. Тем не менее понимание и обсуждение насущных проблем на самом высоком уровне дает хоть какую-то надежду, что преобразования возможны. И показывают если не конкретные будущие шаги, то, по крайней мере, направление движения.
Приведем основные тезисы этого доклада.
Вице-президент соглашается с тем, что слишком часто авторские права становятся инструментом наказания и сдерживания творчества, развития. А миллионы долларов, растрачиваемые на борьбу с пиратством, не приносят никакого результата. При этом авторы (писатели, художники, фотографы, музыканты и многие другие) тратят огромные усилия на то, чтобы отвоевать хотя бы жалкие гроши, причитающиеся им. У многих из них ежемесячные доходы не дотягивают до минимального уровня заработной платы, установленного в Евросоюзе.
В связи с этим правовая система должна быть серьезна перестроена, чтобы перестать быть «смирительной рубашкой» для творчества. Модели правового регулирования и коммерческого использования интеллектуальных результатов должны быть такими же гибкими и творческими, как само искусство. Они должны способствовать активному распространению, использованию и воспроизводству таких результатов. И новые технологические модели, такие как облачные вычисления (cloud computing), могут стать ярким образцом для новых вариантов продажи и распространения интеллектуальных продуктов.
Но сейчас при появлении новых, оригинальных идей, таких как Netflix или iTunes, мы, вместо поддержки инноваций, остаемся парализованными опасениями и бездействием. Три года после запуска в Евросоюзе потребовалось Spotify, чтобы достичь Бельгии, что является невообразимо длительным сроком для единого рынка.
Поэтому необходимо активнее использовать новые технологии, например, единая база данных репертуара (repertoire database) могла бы серьезно помочь музыкантам.
И необходимо внимательно пересмотреть рамки, устанавливаемые законодательством, созданным еще в до-цифровую эпоху. Слишком часто оно мертвым камнем ложится на новые методы распространения творческого продукта и вознаграждения за него. Например, совершенно непонятно, почему до сих пор при реализации электронных книг не применяется пониженный европейский НДС (VAT), также как и в отношении «физических» книг.
Жизнь творческих людей всегда была непростой, но особенно они нуждаются в поддержке в годы экономического кризиса. Поэтому творческие люди должны вновь оказаться в центре внимания не только авторского права, но и общей политики в отношении культуры и развития.