В блоге приведено достаточно много примеров недавних проектов законов или международных соглашений, разработанных без учета мнения пользователей Интернета, а потому встреченных с заслуженным негодованием. Но, как известно, существуют и обратные примеры — когда законопроекты вносятся представителями пользователей и правозащитных организаций. За их судьбой также полезно проследить, чтобы всесторонне оценить тенденции грядущих изменений интернет-права, а также понять, какие варианты компромисса между защитой интересов правообладателей и пользователей возможны и поддерживаются в тех или иных странах.
Ниже приводится перевод основных положений проекта закона США «Об онлайновой охране и правоприменении в цифровой торговле» (Online Protection and Enforcement of Digital Trade Act, или OPEN Act).
Он был подготовлен в качестве альтернативы проектам SOPA и PIPA. В январе 2012 года он был внесен на рассмотрение в законодательные органы США и в настоящий момент передан на утверждение в Комитет по интеллектуальной собственности, конкуренции и Интернету Палаты представителей.
Его главное отличие от SOPA и PIPA состоит в том, что он не допускает блокирования сайтов, изъятия доменных имен и прекращения доступа посетителей. В упомянутых проектах эти действия рассматривались в качестве основных способов защиты правообладателей. Но они слишком легко могут привести к дискриминации интересов пользователей.
OPEN Act нацелен на пресечение получения незаконной выгоды недобросовестными владельцами сайтов. Для этого правообладатели могут требовать запрета проведения финансовых операциях такими сайтами и получения ими доходов от размещения рекламы. Лишение пиратов возможности получать незаконную прибыль является вполне разумным шагом на пути достижения компромисса интересов правообладателей и пользователей глобальной сети. Посмотрим, как это законопроект будет принят и воплощен в жизнь. Перевод его основных положений смотрите далее.
Определения.
Незаконная деятельность — деятельность, которая:
– ведет к нарушению авторских прав с целью получения экономического преимущества или личной финансовой выгоды; либо заключается в воспроизведении или распространении, в том числе электронными средствами, в течение 180-дневного периода, одного или более экземпляра или записи одного или более охраняемого произведения, если их совокупная продажная цена превышает 1000 долларов США; либо путем распространения копий, подготовленных для коммерческой дистрибуции, а также путем предоставления их публике посредством размещения в общедоступной компьютерной сети, если лицо знало или должно было знать, что произведение подготовлено для коммерческой дистрибуции; либо путем распространения или импорта предметов с поддельным знаком авторской охраны и принадлежности прав нарушителю; либо путем уничтожения или изменения, с мошеннической целью, знаков авторской охраны на подлинных охраняемых произведениях;
– состоит в нарушении норм Кодекса США, посвященных техническим средствам защиты произведений, размещению информации о владельце прав, правилам обратного инжиниринга, защиты шифрованием;
– нарушает права владельцев товарных знаков.
Интернет-сайт — совокупность цифровых данных, включая ссылки, каталоги или указатели на цифровые данные, доступных в Интернете по адресу, обозначаемому публичным доменным именем.
Интернет-сайт, направленный на незаконную деятельность, — интернет-сайт, который:
(i) доступен через заграничное доменное имя;
(ii) ведет деятельность, ориентированную на резидентов США; и
(iii) нацелен преимущественно на ведение незаконной деятельности и его владелец или оператор использует такой сайт главным образом в целях умышленного нарушения авторских прав способами, составляющими «незаконную деятельность».
Исключение: Интернет-сайт не признается направленным на незаконную деятельность, если:
(i) такой сайт использует процедуры незамедлительного удаления данных или предотвращения доступа к данным, в отношении которых владелец авторских прав или прав на товарные знаки заявил, что они являются незаконными или составляют объект незаконной деятельности;
(ii) сайт осуществляет действия, не влекущие финансовую ответственность его оператора согласно параграфу 512 главы 17 Кодекса США (United States Code), в виде передачи, хранения, индексирования, каталогизации данных или размещения гиперссылок на них в поисковых результатах и т.д., если оператор не знает о нелегальном характере таких данных, не выбирает стороны операции, не изменяет данные, не размещает их копию в открытом доступе, незамедлительно удаляет нелегальные материалы из публичного доступа после получения судебного ордера или уведомления правообладателя и т.п.;
(iii) если на сайте производится раздача экземпляров без нарушения авторского права или права на товарные знаки.
Заграничное доменное имя — доменное имя, в отношении которого администратор, управляющий доменными именами и соответствующим доменом верхнего уровня, регистратор доменного имени, а также владелец и оператор Интернет-сайта, размещенного под этим именем, расположены за пределами Соединенных Штатов.
Комиссия — Комиссия США по международной торговле (United States International Trade Commission).
Расследование нарушений Комиссией.
Расследованием незаконной деятельности Интернет-сайтов занимается Комиссия. Если Комиссия придет к выводу, что сайт, подозреваемый в незаконной деятельности, является заграничным, она завершит свое производство и передаст все материалы и собранные доказательства Генеральному прокурору штата.
Комиссия прекращает или не инициирует расследование в отношении доменного имени, если оператор Интернет-сайта разместил на сайте надлежащее правовое уведомление и необходимые данные, а именно:
– наименование лица, уполномоченного представлять интересы сайта и получать судебные извещения;
– адрес, по которым направляются судебные извещения;
– телефонный номер для связи с уполномоченным лицом;
– заявление, что оператор сайта признает юрисдикцию окружного суда США и генерального прокурора штата по рассмотрению дел о возможных нарушениях авторских прав в деятельности сайта;
– а также, в случае предъявления какого-либо гражданского иска о нарушении прав в соответствующий окружной суд, обеспечит принятие судебных извещений и откажется от любых возражений относительно подсудности такого спора данному суду.
Жалобы.
Владелец авторского права или права на товарный знак может подать в Комиссию жалобу, под присягой, на то, что Интернет-сайт осуществляет незаконную деятельность в нарушение принадлежащих ему прав.
После подачи жалобы заявитель уведомляет о нарушении, ставшем предметом жалобы, владельца сайта или лицо, подавшее заявление о регистрации доменного имени сайта, следующими способами:
– по почтовому и электронному адресам, хранящимся в общедоступных базах по регистрации доменных имен;
– по почтовым и электронным адресам регистратора, владельца реестра доменных имен или администратора доменной зоны;
– иным способом, признанным Комиссией подходящим.
Такое уведомление признается надлежащим судебным извещением.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссия выносит решение. Копия решения со всеми приложениями передается на утверждение Президенту. Если он не утверждает решение, то оно теряет силу.
Ордер о приостановлении и прекращении.
Если Комиссия решит, что Интернет-сайт функционирует или поддерживается с нарушениями данного закона, она вправе:
– выдать ордер о приостановлении или прекращении незаконной деятельности;
– обратиться за принудительным исполнением ордера владельцем или оператором сайта.
Заявитель вправе ходатайствовать перед председателем Комиссии о выдаче временного или предварительного ордера в отношении владельца или оператора сайта о приостановлении или прекращении незаконной деятельности. В ходе рассмотрения ходатайства председатель Комиссии обеспечит возможность владельцу или оператору сайта предоставить свои пояснения и необходимую информацию, в том числе, по решению председателя, в электронном виде или иным способом. Председатель Комиссии удовлетворяет ходатайство, если обнаружит основания полагать, что Интернет-сайт функционирует или поддерживается с нарушениями данного закона. Выдача ордера производится в соответствии с требованиями федеральных гражданских процедур.
При наличии особых обстоятельств, обоснованных заявителем, ходатайство о выдаче ордера может быть рассмотрено в срочном порядке.
Ордер имеет юридическую силу в течение срока, определенного председателем Комиссии, но не более 14 дней с момента выдачи ордера. Срок действия ордера может быть продлен на дополнительные 14 дней по решению председателя Комиссии при наличии достаточных оснований или с согласия лица, против которого он был выдан.
Председатель Комиссии должен принять решение относительно рассматриваемого ходатайства о выдаче временного или предварительного ордера в течение 30 дней после публикации в Федеральном регистре уведомления Комиссии о начале расследования. Председатель Комиссии вправе продлить этот срок на 30 дней, если установит, что дело является сложным, и опубликует разъяснение о причинах такой сложности в Федеральном регистре.
Председатель Комиссии перед выдачей ордера может потребовать от заявителя предоставить облигации. Если после выдачи ордера Комиссия установит, что Интернет-сайт не осуществляет незаконную деятельности, Комиссия может потребовать передачи указанных облигаций в пользу оператора такого сайта.
В любое время после выдачи ходатайства о его изменении, приостановлении действия или аннулировании может быть подано:
– любым лицом, или владельцем или управляющим имуществом, затронутым действием ордера;
– владельцем или оператором Интернет-сайта, являющегося объектом ордера;
– любым регистратором доменных имен или администратором, зарегистрировавшим или предоставившим доменное имя сайту, являющемуся объектом ордера;
– провайдером финансовых операций или сервисом Интернет-рекламы, обязанных, в силу выданного ордера, совершить определенные действия.
Комиссия изменит, приостановит или аннулирует ордер, если установит, что Интернет-сайт более не осуществляет или никогда ранее не осуществлял незаконной деятельности, либо если этого требуют интересы правосудия. При вынесении такого решения Комиссия может принять во внимание факт окончания срока регистрации доменного имени или факт его перерегистрации на иное лицо.
Заявитель вправе ходатайствовать об изменении выданного ордера, если Интернет-сайт, подозреваемый в незаконной деятельности, стал доступен или восстановлен под иным доменным именем.
Провайдер финансовых операций и сервис Интернет-рекламы должны иметь право изложить свои пояснения при рассмотрении Комиссией вопроса о выдаче ордера, его изменении, приостановлении или аннулировании.
Ордер утрачивает силу в случае прекращения срока регистрации доменного имени Интернет-сайта.
Действия в соответствии с ордером.
Если Комиссия обоснованно предполагает, что провайдер финансовых операций или сервис Интернет-рекламы, указанные в жалобе заявителя или в дополнениях к жалобе, оказывают услуги Интернет-сайту, в отношении которого выдан ордер, она вправе, при предоставлении заявителем доказательств оказания такого рода услуг, разрешить заявителю передать копию ордера провайдеру финансовых операций или сервису Интернет-рекламы. В этом случае они будут обязаны выполнить перечисленные в ордере мероприятия.
1) Провайдер финансовых операций должен незамедлительно принять разумные меры по предотвращению или прекращению финансовых операций, проводимых с участием потребителей, расположенных в США, и Интернет-сайта. При этом провайдер не может быть принужден выполнять коммерчески неразумные мероприятия, изменять свои услуги или оборудование, предотвращать или прекращать финансовые операции, если провайдер не может надлежащим образом определить, использует ли лицо, осуществляющее операции, Интернет-сайт, указанный в ордере.
2) Сервис Интернет-рекламы должен незамедлительно принять технически осуществимые меры по прекращению размещения рекламы на Интернет-сайте, указанном в ордере, если сервис непосредственно разделяет полученную от рекламы прибыль с оператором сайта. При этом сервис Интернет-рекламы не может быть принужден выполнять коммерчески неразумные мероприятия, изменять свои услуги или оборудование, прекращать размещение рекламы на Интернет-сайте, если сервис не может определить до размещения рекламных объявлений, что они будут размещаться на Интернет-сайте, указанном в ордере.
Требование от провайдера или сервиса осуществления иных мероприятий не допускается.
Не допускается подача любых исков в любых судах против провайдера финансовых операций или сервиса Интернет-рекламы, получивших копию ордера, а равно против их директоров, должностных лиц, работников или агентов в связи с выполнением ими любых действий в соответствии с настоящим законом или ордером; а также в связи с выполнением ими любых действий, невозможностью или неспособностью исполнить обязанности, вытекающие из закона или ордера, если провайдер и сервис предприняли добросовестные попытки по выполнению таких обязательств.
Провайдер финансовых операций или сервис Интернет-рекламы, получившие копию ордера, а равно их директора, должностные лица, работники или агенты не несут ответственность перед иными лицами в связи с выполнением ими любых действий в соответствии с настоящим законом или ордером. Также они не отвечают перед третьими лицами в связи с приостановлением или прекращением оказания услуг или транзакций в отношении Интернет-сайта, который они, на основе надежных доказательств, признали нарушающим законодательство, и если такое приостановление или прекращение выполнены согласно правилам оказания услуг такими провайдерами или на основе заключенных ими договоров с клиентами. Провайдер финансовых операций и сервис Интернет-рекламы не несут ответственность за прекращение оказания услуг, при наличии достаточных доказательств, Интернет-сайтам, создающим угрозу здоровью общества.
Принудительное исполнение ордера.
Генеральный прокурор штата вправе обратиться за выдаче судебного запрета против любого лица не исполняющего обязанности, наложенные на него ордером. Судебный запрет признается единственным допустимым правовым средством принуждения провайдера финансовых операций и сервиса Интернет-рекламы к исполнению ордера.
Обвиняемый в деле о выдаче судебного запрета может подать заявление о фактах, опровергающих обвинение, доказывая, что он не имел технической возможности исполнить настоящий закон или ордер без необоснованных экономических затрат или что ордер несовместим с данным законом.