Ряд британских ассоциаций, представляющих интересы правообладателей в сфере музыки, кинофильмов, телевидения, печати и футбольных трансляций (British Recorded Music Industry, Motion Pictures Association, Producers Alliance for Cinema and Television, The Premier League, Publishers Association), обратились к крупнейшим поисковым сервисам с предложением о принятии ими добровольного Кодекса поведения. Данный документ, по мнению правообладателей, позволил бы найти некий компромисс, позволяющий поисковикам свободно работать и открыто распространять информацию и, в то же время, помогающий авторам и правообладателям преодолеть текущую ситуацию, когда сайты с легальным контентом, как маленькие острова, теряются в безбрежных пиратских морях.

Сразу же нашлись ярые критики этого проекта (например, в лице правозащитной организации Open Rights Group). Проект, действительно, в некоторых случаях весьма кардинально должен перекроить систему поиска цифрового контента, и не всегда в пользу потребителей и самих авторов.

Но вместе с тем, попытки наладить взаимовыгодное сотрудничество авторов и пользователей необходимы. Сферу обращения результатов интеллектуальной деятельности в Интернете надо обновлять. Но помогут этому не нынешние попытки правообладателей любыми способами закрутить гайки (через принятие ли новых законов, или наработку судебной практики), и не отчаянные попытки их противников во всем усмотреть нарушение прав человека и гражданина. Поможет этому полилог всех участников, готовых выслушать и услышать предложения друг друга, а также взвешенно обсудить взаимные интересы.

Поэтому даже если не как инструкция к действию, но как повод для совместного общения, данный проект кодекса поведения заслуживает внимания. По крайней мере, участникам будет от чего отталкиваться в своих переговорах.

Итак, каким же видят будущее поиска организации, представляющие правообладателей?

Далее приведено краткое изложение основных положений этого проекта (Responsible Practices for Search Engines in Redusing Online Infringement: Proposal for a Code of Practice). Подробнее с его текстом можно ознакомиться здесь.

Поисковые системы играют ведущую роль цифровой экономике Великобритании, помогая потребителям находить и получать доступ к развлекательному контенту. Но слишком часто поисковые результаты предлагают потребителям контент не лицензионный. Поэтому ассоциации правообладателей призывают поисковые сервисы принять добровольный Кодекс поведения и, как доверенных посредников пользователей, помочь им находить безопасный и легальный развлекательный материал.

Нынешнее широкое распространение пиратского контента препятствует внедрению инноваций в новых цифровых сервисах, поскольку такие сайты вынуждены конкурировать с огромным количеством не лицензированных соперников, часть которых стала широко известными брендами, занимаясь обходом закона.

Инвестиции в оригинальный контент сокращаются, т.к. крайне сложно получить справедливый доход. А потребители, столкнувшись с удручающим массивом легальных и нелегальных сервисов, зачастую просто не способны разобраться, кто из них кто. В поисковых результатах, наводненных ссылками на нелегальный контент, пользователям обычно достаточно сложно найти правомерно размещенные материалы. При том, что ссылки на пиратские сайты занимают верхние строки в выдаче.

BPI провело исследование на 26 сентября 2011 года, которое показало, что при поиске в Google по названиям 20 самых популярных в Великобритании синглов и альбомов (с добавлением «mp3», как самого распространенного формата, используемого и легально, и нелегально), 16 из 20 первых поисковых результатов при поиске синглов, и 15 из 20 результатов по альбомам вели на известные нелегальные ресурсы. Похожая неутешительная ситуация складывается и в отношении литературных произведений, фильмов, телевизионных программ, записей футбольных матчей.

И со временем ситуация только ухудшается. Популярность пиратских сайтов растет, они становятся более технологически продвинутыми и удобными, размещают рекламу серьезных брендов, пользуются сервисами авторитетных платежных систем, что в итоге повышает доверие к ним обычных пользователей.

Опрос IPSOS Omnibus, проведенный в марте 2011 года, показал, что 84% потребителей считают легальными те поисковые результаты, которые находятся на верхних строчках; а 85% пользователей уверены, что поисковые системы обязаны направлять их на легальные сайты, особенно в случаях поиска цифрового контента с целью приобретения.

Кроме того, ссылки на пиратские ресурсы в верхних позициях рейтинга увеличивает риск заражения компьютеров пользователей вирусами, шпионскими и иными вредоносными программами, содержащимися на подобных ресурсах. Они не только наносят вред самим пользователям, но и ведут к созданию ботнетов, причиняющих ущерб множеству иных сайтов и сервисов.

Незаконная деятельность в цифровой экономике финансируется различными мошенническими, пиратскими сайтами. Посредники, не желая того или же сознательно закрывая глаза, а в некоторых случаях и поощряя подобную деятельность, играют ключевую роль в содействии краже контента, или даже получают с этого прибыль.

Общепризнанно, что правообладатели должна активнее предоставлять лицензии новым цифровым сервисам, поддерживая инновации и предоставляя потребителям гибкий и разнообразный выбор способов доступа к цифровым развлечениям. Но также важно, чтобы другие игроки цифрового рынка помогали создавать среду, поддерживающую и продвигающую законность в Интернете.

Как показывает недавнее решение по делу Newzbin2, поисковые системы несут ответственность за предоставление доступа к так называемым «функциональным сайтам-нарушителям» (structurally infringing sites), т.е. тех, существенная часть деятельности которых состоит в поддержании, стимулировании, содействии и/или осуществлении нарушений.

Для достижения этих целей ассоциации правообладателей предлагают проект Кодекса поведения поисковых систем, который в дальнейшем может быть дополнен соответствующими кодексами операторов интернет-рекламы, платежных сервисов.

Предлагаемые правообладателями меры, которые поисковые системы могут закрепить в своем Кодексе поведения.

1. Ранжирование поисковых результатов:

а) Понижение в рейтинге сайтов, регулярно предоставляющих не лицензионный контент: поисковые сервисы сами разрабатывают инструменты ранжирования сайтов, плюс к этому зафиксированы случаи, когда на позицию в рейтинге оказывали влияние сами поисковые системы или недобросовестные владельцы сайтов; следовательно поисковики вполне могут включить в свои инструменты такой показатель, как нарушение сайтом прав на контент (если имеются достаточные доказательства), чтобы усложнить поиск таких сайтов пользователями, либо совсем исключить их из результатов. На уровень понижения в рейтинге может влиять характер контента, в отношении которого совершаются нарушения. Понижение в рейтинге или исключение сайтов из результатов поиска может быть и временной мерой, содействующей правообладателям во время рассмотрения дела о нарушениях.

б) Повышение в рейтинге легальных сайтов: если владельцы контента смогут объективно и надлежащим образом подтвердить его законный характер, то их сайтам должно быть дано преимущество в сравнении с остальными сайтами, т.е. Их позиция в поисковых результатах должна быть выше. Представители индустрии уверены, что возможно создать некую систему сертификации контента, функционирующую открыто и без дискриминации. Правообладатели подчеркивают, что повышение приоритета может быть, например, осуществлено в случаях, когда пользователи хотят скачать или посмотреть такой контент, и не будет распространяться на случаи, когда пользователи просто ищут информацию.

На примере музыкальной сферы, правообладатели хотели бы, чтобы приоритет легальному контенту предоставлялся при поиске потребителями по словам «mp3», «flac», «wma», «aac», «torrent», «download», «rip», «stream», «listen», «free», если они сочетаются с названием исполнителя, песни или альбома, согласно списка, который будет регулярно обновляться и предоставляться поисковым системам признанной и надлежаще уполномоченной организацией, представляющей интересы правообладателей.

в) Улучшение существующих процессов: Google регулярно внедряет новые инструменты, в том числе защищающие правообладателей (например, удаляя из автозаполнения некоторые термины, связанные с нарушением прав), но эти меры могут быть улучшены, путем:

— устранения ограничений для правообладателей в розыске нелегального контента (сейчас ограничено количество обращений в Google за удалением из поисковых результатов нарушающих сайтов);

— ссылки на нелегальный контент должны удаляться в течение 4 часов после обращения уполномоченного представителя, а также должны быть предотвращены последующее восстановление таких ссылок, пиратских сайтов или записей в блогах;

— сайты, признанные судом «функциональными сайтами-нарушителями», должны быть незамедлительно убраны из результатов поиска и из кэша;

— поисковый сервис будет внедрять инструменты, позволяющие незамедлительно автоматически удалять незаконные ссылки;

— автозаполнение или предлагаемые варианты поиска ни в коем случае не должны направлять пользователей к нелегальным источникам контента; этот механизм должен постоянно обновляться, а также позволять по запросу правообладателей расширять список исключений из автозаполнения или предлагаемых вариантов.

2. Рекламные мероприятия:

Поисковые механизмы сильно заинтересованы в различных рекламных мероприятиях в виде продажи ключевых слов, размещения рекламы на интернет-сайтах, ранжирования самих сайтов и т.д. Следующие положения Кодекса поведения, принятые поисковыми системами, подтвердят, что они не содействуют рекламированию функциональных сайтов-нарушителей и что они не получают прибыль от нарушений:

— добровольная обязанность проводить систематическую и эффективную проверку рекламных партнеров (как тех, кто покупает рекламу на сайтах самих поисковиков, так и тех, кто размещает рекламу от поисковых систем на сайтах третьих лиц);

— удалять любые рекламные объявления с функциональных сайтов-нарушителей и со страниц с поисковыми результатами, которые содержат ссылки на функциональные сайты-нарушители;

— принять простую и эффективную систему рассмотрения жалоб пользователей на размещение поисковыми системами или рекламными сетями рекламы на нарушающих сайтах или на страницах с поисковыми результатами со ссылками на такие сайты;

— осуществлять регулярный обзор ключевых поисковых слов;

— убедиться, что реклама продуктов и сервисов Google не размещается на функциональных сайтах-нарушителях;

— прекратить практику продажи ключевых слов, ассоциирующихся с пиратством;

— предотвращать повторную регистрацию отключенных рекламных партнеров.

 3. Мобильные приложения:

Будучи заинтересованным в продаже мобильных приложений через свои сервисы Google (и другие поисковики, работающие с мобильными приложениями) обязуется:

— эффективно проверять приложения для выявления тех, которые существенно нарушают права или специально созданы для совершения нарушений;

— удалять мобильные приложения, которые специально созданы или фактически используются для неправомерного скачивания развлекательного контента, например, с помощью p2p приложений;

— предотвращать повторное размещение ранее удаленных приложений или их подражающих им;

— закрывать аккаунты разработчиков, неоднократно размещавших приложения, совершающие нарушения, и предотвращать создание ими новых аккаунтов.

Share:
  • PrintPrint
  • email hidden; JavaScript is required
  • PDFPDF
  • FacebookFacebook
  • TwitterTwitter
  • Google BookmarksGoogle Bookmarks
  • Add to favoritesAdd to favorites
  • RSSRSS
Количество просмотров: 339

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *