Принципы защиты авторских прав сервисами с пользовательским контентом

Продолжая рассмотрение добровольных механизмов борьбы с пиратством (которые не предусмотрены законодательством и внедряются по договоренности участников), кратко проанализируем еще одно соглашение.

Ранее в блоге уже разбирались два подобных примера:

предложение поисковым системам принять Кодекс поведения (пока не реализованное);

соглашение правообладателей и Интернет-провайдеров относительно системы предупреждений о нарушениях с возможным ограничением прав нарушителей (начинающее действовать в июле этого года).

В обоих случаях инициаторами выступали правообладатели, как наиболее заинтересованные в соблюдении авторских прав лица. Ряд экспертов полагают, что это наиболее перспективный способ нахождения взаимовыгодного баланса интересов правообладателей и пользователей. Но самое серьезное возражение против этого — отсутствие в составе участников представителей пользователей и правозащитных организаций. Именно добровольное принятие новых принципов работы в сети самими пользователями является единственным надежным способом улучшения защиты авторских прав на цифровые объекты. К сожалению, договоренности правообладателей только с Интернет-посредниками к таком же эффекту вряд ли приведут.

Теперь рассмотрим третье направление, на котором правообладатели ищут упрочение своих позиций в глобальной сети, а именно: соглашение с сервисами, контент которых генерируется или загружается пользователями.

Принципы для сервисов, контент которых создается пользователями (Principles for User Generated Content Services), приведены на сайте http://www.ugcprinciples.com/.

Участниками соглашения, закрепляющего нижеследующие Принципы, стали ведущие коммерческие владельцы авторских прав (CBS Corporation, Walt Disney Company, FOX Entertainment Group, NBC Universal, Sony Pictures и др.) и сервисы, предоставляющие аудио- и видеоконтент, загружаемый и создаваемый пользователями (MSN Video, MySpace, Dailymotion, Veoh.com и др.). Причем соблюдать Принципы обязались не только американские компании. Так, в прошлом году к соглашению присоединилась ведущая китайская компания Интернет-телевидения Youku.

Данное соглашение уже применяется. При этом ряд крупных компаний, хотя и не присоединились к нему, тем не менее фактически соблюдают Принципы (например, сервис YouTube).

Основное назначение Принципов – поддержать развитие сервисов, контент которых генерируется пользователями, с условием надлежащей защиты авторских прав. При этом они не затрагивают работу иных инструментов и сервисов, таких как браузеры, приложения, электронная почта или поисковые системы. А также не отменяют какие либо законно установленные положения, не создают дополнительных прав и обязанностей и не ограничивают ответственность, предусмотренную законом.

Цели Принципов:

– устранение нелегального контента из Сервисов;

– поощрение загрузки полностью оригинального и легального аудио- и видеоконтента, созданного пользователями;

– разрешение на добросовестное использование (fair use) в Сервисах легального контента;

– защита законных интересов пользователей на неприкосновенность частной жизни.

1. Сервисы будут размещать на подходящих и хорошо видных местах сайтов уведомление о необходимости соблюдения авторских прав и недопущении загрузки нелегальных материалов.

2. В процессе загрузки контента на сервер Сервиса пользователи также должны явным образом видеть предупреждение о недопущении загрузки нелегальных материалов, и давать подтверждение, что они осуществляют загрузку с соблюдением Условий использования Сервисов. Условия использования Сервисов должны содержать запрет загрузки нелегального контента.

3. Сервисы будут использовать эффективные Технологии идентификации контента с целью удаления нелегального контента, по которому правообладатели предоставили Справочный материал (Reference Material). Сервисы будут обновлять или улучшать используемые ими технологии идентификации по мере появления новых коммерчески приемлемых Технологий с существенно лучшими функциями.

Справочный материал должен состоять из справочных сведений для сопоставления охраняемого контента с пользовательским, инструкций о порядке сопоставления контента и добросовестного утверждения об обладании соответствующими правами на контент. При условии предоставления правообладателем Сервису Справочного материала в полном объеме, Сервис применяет в отношении такого контента Технологии идентификации и Процедуру фильтрации. Если правообладатель не предоставит инструкции о порядке сопоставления контента, Сервис самостоятельно определяет, какой контент нарушает законные права, и блокирует его.

Процедура фильтрация состоит в блокировании контента, в отношении которого с помощью Технологий идентификации установлено нарушение авторских прав на охраняемый контент, указанный в справочных сведениях, чтобы такой незаконный материал не был размещен на Сервисе и не стал доступен третьим лицам.

Правообладатель может в Справочных материалах указать свое желание вместо блокирования нелегального контента применять к нему иные процедуры (разрешение загрузки, оформление лицензии на использование и т.п.), но Сервис вправе самостоятельно определить, заблокирует ли он контент или будет следовать инструкциям правообладателя.

Правообладатели и Сервисы будут сотрудничать, чтобы обеспечить соблюдение Технологиями идентификации баланса законных интересов по блокированию нелегального пользовательского контента, содействию загрузке полностью оригинальных охраняемых материалов и поддержанию добросовестного использования.

Сервисам для блокирования нелегальных материалов не требуется получения лицензий или заключения каких-либо соглашений с правообладателями (кроме возможного соглашения о порядке использования Справочных материалов). Правообладатель может предоставить Сервисам «белый список» – перечень пользователей, которым правообладатель дал разрешение на загрузку контента на данный Сервис.

Сервисы вправе, по своему усмотрению, вместо внедрения Технологий идентификации осуществлять ручной (человеческий) обзор всего загружаемого контента, если это возможно, если такой обзор будет столь же эффективен, как и Технологии, и при условии соблюдения указанных выше правил.

После получения Справочных материалов Сервисы будут удалять нелегальный контент в течение всего согласованного периода, в том числе тот контент, который уже был загружен ранее. Правообладатели и Сервисы совместно разработают взвешенную процедуру рассмотрения жалоб пользователей на необоснованное или ошибочное блокирование их контента.

4. Сервисы и правообладатели будут совместно составлять список сайтов направленных или преимущественно используемых для распространения или содействующие распространению нелегального контента. Сервисы станут блокировать или удалять ссылки на подобные сайты. Сервисы вправе не удалять или не блокировать отдельные ссылки на легальные материалы, расположенные на подобных сайтах, если это технологически возможно.

5. Сервисы внедрят коммерчески доступные механизмы поиска и идентификации, которые могут быть использованы зарегистрированными на Сервисе правообладателями для обнаружения нелегального контента на всех площадках Сервиса (кроме тех, что предназначены для доступа ограниченного круга лиц) и для отправки пользователям уведомлений о нарушении. Правообладатели передают Сервисам список URL-адресов, по которым размещен обнаруженный ими нелегальный контент.

6. Удаляя нелегальные материалы по уведомлению о нарушении, Сервисы будут делать это незамедлительно, предпримут разумные шаги по извещению лица, загрузившего материалы, передадут правообладателю копию встречной жалобы, полученной от пользователя, и, по своему усмотрению, могут удалить нелегальный контент, если уполномочены на это законом или соглашением с правообладателем.

7. Соблюдая применимое законодательство, в том числе о неприкосновенности частной жизни, Сервисы хранят не менее 60 дней: информацию о загрузке пользователями аудио- и видеоконтента, в том числе IP-адреса, даты и время операции; и пользовательский контент, который находился на его сервисе и был в дальнейшем удален по уведомлению о нарушении. Такую информацию и контент Сервис передает правообладателю в рамках правомерных процедур и согласно положениям законодательства.

8. Сервисы предпринимают разумные усилия по выявлению неоднократных загрузок нелегальных материалов одними и теми же пользователями. В отношении таких пользователей применяется политика отключения неоднократных нарушителей. Сервисы также применяют разумные меры по недопущению дальнейших загрузок отключенными нарушителями, например, блокируя повторное указание регистрационного электронного ящика.

9. Ведя деятельность за пределами США, правообладатели и Сервисы продолжают использовать настоящие Принципы в части, не нарушающей законодательство соответствующей страны.

В отношении Сервисов, добросовестно соблюдающих настоящие Принципы, правообладатели не вправе подавать жалобы в связи с обнаружением на их серверах нелегального пользовательского контента, не удаленного несмотря на соблюдение Принципов.

Количество просмотров: 1 024

1 комментарий к “Принципы защиты авторских прав сервисами с пользовательским контентом”

  1. 1. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=47538-6

    2. Внесённый проект изменений в 4 часть ГК пока не отражает результатов рабочих групп, на которых были достигнуты договорённости относительно необходимых для инновационного развития изменений.

    В частности, участники рабочих групп при Министерстве связи и массовых коммуникаций по адаптации российского законодательства к применению свободных лицензий (аналогичных Creative Commons, GNU FDL и др.) после почти года работы пришли к принципиальному согласию в отношении сути предложений по необходимым поправкам, в первую очередь касающихся 4 Части Гражданского кодекса РФ.

    Ответить

Добавить комментарий для BABLAW Отменить ответ